
Юнкерс-87
("Штука") - наиболее известный немецкий пикирующий бомбардировщик Второй
мировой войны. Он выпускался с 1935 г. Это была одна из самых надежных,
живучих и мощных боевых машин Люфтваффе. Скорость, маневренность, четыре
пулемета, в том числе и в задней полусфере, делали ее трудной добычей для
истребителей. Ju-87 имел высокую точность бомбометания при практически
отвесном пикировании. Дальность полета и бомбовая нагрузка позволяли ему
совершать весьма эффективные рейды по тылам противника.
С самого начала Великой Отечественной войны, в условиях полного
превосходства немецкой авиации в воздухе, эскадрильи "юнкерсов" стали одной
их главных проблем советского командования. Они бомбили города и
транспортные артерии, железнодорожные станции и узлы связи, места
расположения наших частей и промышленные предприятия. Они как коршуны
налетали на колонны наших войск, направлявшихся в сторону фронта, и на толпы
беженцев, заполнявших дороги, ведущие на Восток. Именно немецкая
бомбардировочная авиация внесли сумятицу в действия наших войск летом 1941
г., во многом обеспечив продвижение вермахта в глубь советской территории.
В этот период "юнкерсы" часто налетали и на боевые позиции оборонявшихся
частей Красной Армии, бомбовыми ударами прокладывая путь своим танкам и
пехоте. Фронтовики до сих пор нелестно отзываются о минутах вражеской
бомбежки, которые не раз им приходилось переживать. За своеобразную
конструкцию обтекателей неубирающихся шасси наши бойцы прозвали Ju-87 "лаптежниками".
И все же Юнкерс-87 не стал самолетом непосредственной поддержки наземных
войск. Для этого ему не доставало скорости, а главное, практически полностью
отсутствовала броневая защита. Поэтому при выполнении штурмующих операций
немецкие бомбардировщики несли большие потери от огня не только зенитной
артиллерии, но и стрелкового оружия. А с 1943 г. наши "яки" и "лавочники"
начали в клочья разносить эскадрильи "лаптежников" и на средних высотах. С
этого времени "юнкерсы" предпочитали действовать небольшими группами,
наносить внезапные удары, чтобы быстро отбомбиться и успеть уйти от
преследования.
Тактико-технические характеристики самолета Юнкерс-87:
Двигатель - 1 х Юмо 21Ф, 1400 л.с.
Размах - 15 м
Площадь крыла - 32 м2
Длина -11,13 м
Взлетный вес - 5720 кг
Максимальная скорость - 408 км/ч
Потолок - 7320 м
Дальность полета - 1000 км
Экипаж - 2 человека
Вооружение - 4 пулемета калибра 7,92 мм
Бомбовая нагрузка - до 1800 кг
Всего было выпущено более 5 тысяч Ju-87.
|

Мессершмитт-109 был самым массовым, а до 1943 г. одним из лучших
истребителей Второй мировой войны, превосходя по сумме характеристик многие
современные самолеты
Ме-109 впервые встретился в бою с советскими летчиками и самолетами в небе
Испании. Тогда наши асы воевали на истребителях Н.Н. Поликарпова И-16. В
середине 1930-х гг. он считался лучшим в мире, но в Испании выяснилось, что
"ишачок" несколько уступает "мессеру" (модификация Me-109B) в скорости (450
км/ч против 470 км/ч), хотя превосходит в вооружении и маневренности. С
началом Великой Отечественной войны оказалось, что новейшей модификации
Me-109E самолет И-15 и И-16 уступали по всем тактико-техническим
характеристикам. Скорость Me-109E (1940) достигла уже 570 км/ч и он
оснащался четырьмя пулеметами. Управление самолетом было простым - доступным
летчикам практически любой квалификации. При ведении боев на высоте до 4 км
Ме-109 в течение первых лет войны превосходили все отечественные
истребители, в том числе и новейших конструкций: Як-1, ЛаГГ-3 и МиГ-3.
Так, истребитель МиГ-3 был великолепным высотным скоростным истребителем. Но
на тех высотах, на которых обычно шли воздушные бои (3-4 км), из-за своего
большего веса он терял свои преимущества и в столкновении с Me-109E
проигрывал и по скорости, и по маневренности.
Лишь к концу 1942 г. наша истребительная авиация получила самолеты, которые
не только могли на равных сражаться с "мессерами", но вскоре завоевали
полное господство в воздухе. В небе Сталинграда Ла-5 и Як-7 сильно потрепали
силы Люфтваффе. Две пушки Ла-5 оказались гораздо эффективнее вооружения
немецкого самолета.
В боях на Курской дуге участвовали уже Ла-5ФН с форсированным двигателем и
меньшей массой и Як-3, считающийся лучшим самолетом Великой Отечественной
войны. Несмотря на то, что к этому времени мощность устанавливаемого на
Me-109 двигателя также возросла, он уступал нашим истребителям во всем: в
маневренности, скорости, мощи огня.
Конструкция Мессершмитта к 1943 г. практически исчерпала себя, и все
усовершенствования уже не приводили к улучшению летных и боевых
характеристик. Самолет был утяжелен самолета до 3,5 т, что еще более
сказалось на его скоростных и маневренных возможностях.
Тактико-технические характеристики самолета Мессершмитт-109Е-1:
Начало выпуска - 1940 г. (первый вариант самолета - 1936 г.)
Двигатель - 1 х 1100 л.с. (1800 л.с. на модификации G-6).
Скорость - 570 км/ч (621 км/ч на модификации G-6)
Потолок - 11 км
Экипаж - 1 чел.
Вооружение - 4 пулемета (три 20-мм пушки, два 13-мм пулемета на модификации
G-6)
Всего выпущено более 30 тысяч истребителей Me-109.
|