
Танк Т-35, единственный в мире пятибашенный
танк серийного производства, являлся уникальной боевой машиной. Этот танк
прорыва предназначался для качественного усиления общевойсковых соединений
при прорыве особо сильных и заблаговременно укрепленных оборонительных полос
противника. Разработан в КБ завода "Большевик" (Ленинград) во главе с Н.В.
Барыковым. Т-35 был принят на вооружение в мае 1933 г., а его серийное
производство передано на Харьковский паровозостроительный завод им.
Коминтерна (ХПЗ). С октября 1933 г. по июнь 1939 г. изготовлена 61 единица.
Серийная модификация Т-35А
Компоновка: отделение управления в передней части корпуса, боевое - в
средней, моторно-трансмиссионное - в корме. Корпус и башни с толщиной
броневых листов 20 - 30 мм. Вооружение танка размещено в два яруса в пяти
башнях. В центральной башне кругового вращения - 76,2-мм пушка. Две 45-мм
танковые пушки установлены в диагонально расположенных башнях нижнего яруса
и могли вести огонь вперед-вправо и назад влево. Рядом с пушечными башнями
нижнего яруса располагались пулеметные башни. Всего установлено 5 пулеметов.
Подрессоренные спиральными пружинами опорные катки прикрывались броневыми
экранами. Максимальная скорость движения 30 км/ч. Все танки снабжались
радиостанциями с поручневыми антеннами. Экипаж - 11 человек. Боевая масса 50
т.
Впервые танк для всенародного обозрения был представлен на парадах 1 мая
1933 г. С этого времени танк Т-35 являлся непременным атрибутом военных
парадов в Москве и других городах вплоть до начала Великой Отечественной
войны. Боевая карьера танков Т-35 оказалась очень короткой. Они вступили в
бой в первые дни Великой Отечественной войны в составе 8-го
механизированного корпуса и все потеряны в первые две недели войны в районе
Тарнополь - Львов. Большинство танков потеряно по техническим причинам и
только 10 танков из 48 - по боевым повреждениям. В боях под Москвой в
составе танкового полка Военной академии моторизации и механизации принимали
участие два танка Т-35.
|
СУ-152
- первая тяжелая самоходно-артиллерийская установка Красной Армии.
Полученные в декабре 1942 г. разведданные показали, что Германия в летней
кампании 1943 г. планирует применить новые тяжелые танки. Решено было
разработать установку для борьбы с ними. Создана конструкторским коллективом
во главе с Л.С. Трояновым на заводе N 100 (г. Челябинск). Своеобразным
рекордом является то, что на ее проектирование и изготовление опытного
образца было затрачено всего 25 суток. Принята на вооружение в феврале 1943
г. Серийно производилась на Челябинском Кировском заводе (ЧКЗ). С февраля по
декабрь 1943 г. было изготовлено около 670 единиц.
Серийная модификация:
установка создана на базе тяжелого танка КВ-1С. Корпусная 152-мм
гаубица-пушка с поршневым затвором, размещена на станке в полностью
бронированной рубке с толщиной броневых листов 75 мм. Пушка имела
горизонтальные углы наведения по 12 градусов, угол снижения -5 градусов и
возвышения +18 градусов. В боекомплекте состоящим из 20 выстрелов
раздельного заряжания, имелись бронебойные и осколочно-фугасные снаряды.
Экипаж 5 человек (два заряжающих). Масса 45,5 т. Остальные характеристики
базового танка сохранились.
В июле 1943 г. тяжелые СУ-152 впервые в большом количестве приняли участие в
боях на Курской дуге и стали неприятным сюрпризом для немцев. Они хорошо
зарекомендовали себя в борьбе с "тиграми" и "пантерами", за что солдаты
прозвали их "зверобоями". Попадание бронебойного и даже осколочно-фугасного
снаряда в башню немецкого танка "тигр" срывало ее с корпуса танка. В
результате эти САУ, задуманные как "истребители дотов", стали эффективным
противотанковым средством, Эти установки состояли на вооружении в тяжелых
самоходно-артиллерийских полках Резерва главного командования, по 12
установок СУ-152 в каждом, и участвовали в боях до конца войны.
|
Самоходная
установка СУ-122 была разработана в короткие сроки: в октябре 1942 г. решено
начать работы по созданию на базе танка Т-34 самоходной установки со 122-мм
гаубицей М-30 образца 1938 г., а в декабре она уже была принята на
вооружение и к производству. Предназначалась эта самоходка для поддержки
пехоты. Серийно производилась на Уральском заводе тяжелого машиностроения
(г. Свердловск). С декабря 1942 г. по август 1943
изготовлено около 640 единиц.
Серийная модификация: конструктивно самохо ная установка представляла собой
шасси танка Т-34, отделение управления и боевое отделение которого занимала
закрытая со всех сторон броней рубка с толщиной броневых листов 45 мм. В
рубке на тумбе смонтирована качающаяся часть полевой гаубицы М-30 с углами
наведения - по горизонтали 20 градусов, по вертикали от -3 до +25 градусов.
Приборы управления огнем позволяли вести стрельбу как прямой наводкой, так и
с закрытых огневых позиций. В боекомплект гаубицы входили осколочно-фугасные
и кумулятивные снаряды, всего 40 выстрелов. Максимальная скорость движения
55 км/ч.
Все члены экипажа (5 человек): командир машины, механик-водитель, наводчик
орудия, два заряжающих (раздельное заряжание) размещались в рубке. Боевая
масса 30,9т.Первые самоходные установки СУ-122 поступили вместе с СУ-76 на
вооружение самоходно-артиллерийских полков. Первое боевое применение
состоялось 14 февраля 1943 г. в ходе операции 54-й армии Волховского фронта
в районе Смердыни.
С апреля 1943 г. началось формирование самоходно-артиллерийских полков
однородного состава. В них имелось 16 СУ-122, которые до начала 1944 г.
продолжали использоваться для сопровождения пехоты и танков. Хотя она и
обладала вполне удовлетворительными характеристиками, но такое применение
было недостаточно эффективным из-за малой начальной скорости снаряда и
низкой скорострельности при раздельном заряжании.
|
Как
только в конце 1943 г. появился тяжелый танк ИС-2, на его базе решили
создать полностью бронированную самоходную установку для замены СУ-152.
Создана усилиями конструкторов Челябинского Кировского завода и
артиллеристов под руководством Ф.Ф. Петрова. Серийно выпускалась на
Челябинском Кировском заводе и Ленинградском Кировском заводе. С ноября 1943
г. по 3-й квартал 1945 г. изготовлено более 4600 единиц.
Серийная модификация:ИСУ-152 - шасси базового танка не изменилось. В
передней части корпуса смонтирована броневая рубка с толщиной броневых
листов 90 мм. В лобовом листе рубки установлена 152-мм
гаубица-пушка с поршневым затвором и скорострельностью 2-3 выстрела в минуту.
По сравнению с СУ-152 усовершенствованы прицелы, поворотный механизм и
некоторые другие детали, масса увеличилась до 46 т., а максимальная скорость
уменьшилась до 35 км/ч. Экипаж 5 человек (два заряжающих).
Самоходно-артиллерийские установки ИСУ поступали на вооружение тяжелых
самоходно-артиллерийских полков Резерва верховного главного командования (21
установка в каждом) и использовались для борьбы с танками и уничтожения
фортификационных сооружений противника. До конца войны сформировали 53 таких
полка. В марте 1945 г. была сформирована единственная тяжелая
самоходно-артиллерийская бригада (65 ИСУ-152 и ИСУ-122). Тяжелые советские
самоходные установки отлично зарекомендовали себя во время уличных боев в
Берлине и при штурме мощных фортификационных сооружений Кенигсберга. Войско
Польскоеполучило от СССР 10 ИСУ-152.
После войны тяжелые САУ (в основном ИСУ-152) неоднократно модернизировались
и эксплуатировались в Советской Армии вплоть до середины 1960-х гг. Помимо
СССР и Польши они состояли на вооружении армии Египта и принимали участие в
арабо-израильских войнах 1967 и 1973 гг.
|

Танки ИС ("Иосиф Сталин") предназначались для
качественного усиления танков Т-34 взамен танков КВ. Это самый мощный
советский танк, принимавший участие в боевых действиях Великой Отечественной
войны. Принят на вооружение Красной Армии в октябре 1943 г. Разработан
коллективом конструкторского бюро Ленинградского Кировского завода,
возглавляемого Ж.Я. Котиным. С октября 1943 г. по июнь 1945 г. на
Челябинском Кировском заводе изготовили более 3 тыс. 500 единиц.
Серийная модификация:
ИС-2 - корпус сварной с литой лобовой частью. Башня литая, с командирской
башенкой. Бронирование, 30 - 160 мм, обеспечивало защиту от танков "пантера"
и "тигр" с дальности 1 км. Вооружение: 122-миллиметровая пушка и пулемет ДТ.
В трансмиссии применены планетарные механизмы поворота. Скорость движения до
37 км/ч. Боевая масса 46 т. Экипаж 4 человека: командир машины,
механик-водитель, наводчик орудия и заряжающий.
Танки ИС-2 поступали на вооружение тяжелых танковых бригад и полков прорыва
и превосходили новые германские танки Т-V и Т-VI. В апреле 1944 г. под
Тернополем вступили в бой с "тиграми" ИС-2 из 11-го гвардейского тяжелого
танкового полка. Части, вооруженные боевыми машинами ИС, получали
гвардейское звание сразу при формировании. ИС-2 стали неприятным сюрпризом
для немцев благодаря способности пробивать броню немецких тяжелых танков на
дальностях до 2 тыс. м. Германское командование издало специальный приказ,
запрещающий своим танкистам вступать в бой с танками ИС-2. В начале 1945 г.
было сформировано несколько тяжелых танковых бригад, одна из которых - 7-я
гвардейская - отличилась при штурме Берлина.
Помимо Красной Армии ИС-2 состояли на вооружении в Войске Польском, в армиях
ЧССР, КНР, ДРВ, КНДР и Кубы. В послевоенный период ИС-2 и его
модернизированный вариант ИС-2М принимали участие в войне в Корее и в боевых
действиях против французских войск в Индокитае в 1950-е гг. На вооружении
Советской Армии боевые машины этого типа состояли до начала 1960-х гг.
|

Машина создана коллективом конструкторского
бюро Челябинского Кировского завода в 1944 г. с целью повышения дальности
стрельбы тяжелых самоходных установок.Особенности конструкции. Базовая
машина - танк ИС-2, технические характеристики которого сохранены. В корпусе,
в закрытой бронированной рубке (толщина брони 90 мм) установлена 130-мм
пушка, представляющая собой модификацию морской пушки, приспособленной для
монтажа в бронеобъекте. Затвор клиновой, горизонтальный. Для уменьшения
загазованности боевого отделения пушка снабжена системой продувки канала
ствола после выстрела сжатым воздухом из пяти баллонов. Угол возвышения +14,
склонения - 1 градус. Горизонтальные углы наводки 9 градусов вправо и 2
градуса влево. Начальная скорость бронебойного снаряда 900 м/с. Боекомплект
25 выстрелов раздельного заряжания, масса снаряда 33 кг, а всего выстрела 58
кг. В боекомплекте установки имелись палубойные снаряды. При установке
системы продувки канала ствола удалось в машине разместить только 4 человека
(один заряжающий).
Скорость до 40 км/ч, боевая масса 47
т.Изготовлено несколько опытных образцов и проведены боевые испытания. При
испытании выяснено, что ИСУ-130 превосходила многие отечественные и
зарубежные самоходные установки. Однако выявлено было и много недостатков:
отсутствие больших преимуществ в огневой мощи по сравнению с танком; очень
малая скорострельность (раздельное заряжание при одном заряжающем); большой
вылет ствола, что ограничивало маневренность машины; слабая обзорность с
места механика-водителя; небольшой угол обстрела. Эти недостатки не
позволили принять ИСУ-130 на вооружение, поэтому серийно не выпускалась.
|

В феврале 1939 г. группа конструкторов
танкового КБ Кировского завода в Ленинграде, возглавляемая Н.Л. Духовым,
приступила к разработке однобашенного тяжелого танка KB ("Клим Ворошилов").
После государственных испытаний и испытаний в боевой обстановке во время
Советско-финляндской войны, КВ сразу были приняты на вооружение Красной
Армии. С февраля 1940 г. по октябрь 1943 г. изготовлено около 4 тыс. 700
единиц.
Серийные модификации: КВ-1 - первый серийный вариант с 76-мм пушкой, КВ-2 -
второй серийный вариант с 152-мм гаубицей, КВ-1С - облегченный вариант КВ-1
и КВ-85.
КВ-85 - корпус сварной, коробчатой формы. Башня литая с командирской
башенкой. Бронирование 30 - 85 мм. Вооружение - 85 мм пушка и 3 пулемета.
Боекомплект 70 выстрелов и 3276 патронов. Скорость движения до 42 км/ч.
Экипаж 4 человека: командир машины, механик-водитель, наводчик орудия и
заряжающий. Этой модификации выпущено около 130 танков.
В 1940 г. промышленность выпустила 243 КВ-1 и КВ-2, а в первом полугодии
1941 г. - еще 393, КВ-1 превосходил Т-34 по бронированию, имел то же
вооружение и уступал ему в подвижности. Превосходство KB над немецкими
танками в начале войны проявилось сразу: ни одно танковое или
противотанковое орудие вермахта не могло пробить его брони. KB был прост в
устройстве, но не очень надежен в эксплуатации.
В 1941-1943 гг. КВ состояли на вооружении первых батальонов танковых бригад
смешанного состава и тяжелых танковых полков прорыва. Принимали активное
участие в боевых действиях Великой Отечественной войны вплоть до середины
1944 г., а отдельные машины - до мая 1945 г. Экипажи хорошо защищенных KB
сами искали встречи с танками противника, тогда как немцы их избегали. До
конца 1942 г. KB оставался сильнейшим танком в мире.
|

Танк типа "валентайн" разработан в 1940 г. как
танк непосредственной поддержки пехоты. Выпускался серийно в 11 модификациях
Англией и Канадой. Получил название "валентайн" потому, что был принят на
вооружение накануне Дня Святого Валентина.
Серийные модификации:
Валентайн I - III - бронирование корпуса и башни - 60 мм. Корпус и башня
клепанной конструкции. Вооружение - 40-мм пушка и два пулемета. Наведение
пушки по вертикали - плечевым упором. Дизельный двигатель. Скорость до 26 км/ч.
Экипаж 3 человека. Боевая масса 16,5 т.
Валентайн IV - VII - дизельный двигатель американского производства,
выпускали в Канаде.
Валентайн VIII - X - с 57-мм пушкой и дизельным двигателем американского
производства.
Валентайн XI - с 75-мм пушкой и дизельным двигателем американского
производства.
Танки "валентайн" поступали на вооружение армейских танковых бригад, как
танки поддержки пехоты, и в танковые дивизии английской армии. По ленд-лизу
поставлялись танки и в СССР. Поступали на вооружение смешанных танковых
бригад и в танковые полки механизированных корпусов. Всего поставлено
Советскому Союзу около 3 тысяч 800 единиц.
Танки "валентайн" во время Второй мировой войны применялись на Европейском и
Африканском театрах военных действий в составе английской армии. В СССР "валентайны"
использовались в 1942-1943 гг. в условиях зимы и лета на Западном, Брянском,
Северо-Кавказском и Юго-Западном фронтах. На заключительном этапе войны в
войсках остались только танки "валентайн" с 57-мм пушками.
Танки "валентайн" имели сравнительно сильное бронирование, но слабое
вооружение и низкие ходовые качества. Могли противостоять легким и средним
Т-III (ранних модификаций) немецким танкам.
|

Наиболее популярный советский танк периода
1930-х гг. Разработан на базе колесно-гусеничного танка американского
конструктора У. Кристи и стал целым семейством танков БТ (быстроходный танк).
Благодаря оригинальной конструкции ходовой части, он мог двигаться как на
гусеничном, так и на колесном ходу (на катках без гусениц). Для этих целей
задние опорные катки выполняли роль ведущих колес, а передние были
управляемыми. Снятые гусеницы перевозились на гусеничных полках танка.
Переход с одного вида движения на другой занимал примерно 30 минут. Принят
на вооружение Красной Армии постановлением Реввоенсоветом СССР от 13 февраля
1931 г. Разработан и серийно выпускался на заводе N 183 (Харьковский
паровозостроительный завод им. Коминтерна). В 1932-1933 гг. изготовлено
более 600 единиц.
Серийная модификация:
БТ-2 - первый серийный вариант. Представлял собой практически копию
американского прототипа, но с вновь разработанной цилиндрической клепанной
башней с толщиной броневых листов 13 мм. Боевая масса 11,3 т. Вооружение:
37-мм пушка и пулемет ДТ. Максимальная скорость на гусеницах 52, на колесах
72 км/ч. Экипаж 3 человека: командир танка (он же заряжающий),
механик-водитель и наводчик орудия.
Танки БТ-2 участвовали в боях войны с Финляндией, в ходе которых понесли
большие потери.
В начале 1941 г. в танковых частях имелось около 200 танков БТ-2. Все они
применялись в боях с первых месяцев Великой Отечественной войны. В 1945 г.
применялись при разгроме японских войск в Маньчжурии.
|

Легкая самоходная установка СУ-76 на базе
танка Т-70 была разработана как эффективное средство сопровождения пехоты и
конницы. Осенью 1942 г. начался серийный выпуск. Самая массовая советская
САУ второй мировой войны. Серийное производство осуществлялось заводами N 38
(г. Киров), N 40 (г. Мытищи) и ГАЗ. С декабря 1942 г. по июнь 1945 г.
изготовлено почти 14 300 единиц.
Серийные модификации:
СУ-76 (СУ-76М) - шасси танка Т-70 усилено добавлением еще одного опорного
катка. Боевое отделение (рубка), открытая сверху и частично сзади.
Полуавтоматическая 76-мм пушка с клиновым вертикальным затвором вела огонь
осколочно-фугасными, бронебойными и подкалиберными снарядами. Силовая
установка состояла из двух карбюраторных двигателей, соединенных с силовой
передачей параллельно. Агрегаты последней также были запараллелены и
соединялись на уровне главных передач. Механик-водитель располагался в
носовой части машины, а орудийный расчет из трех человек - в рубке. Скорость
до 45 км/ч. Боевая масса 11,2 т.
Несмотря на слабое и неполное бронирование, СУ-76 хорошо зарекомендовала
себя на поле боя. Ее выпуск продолжался до конца войны (даже после снятия с
производства Т-70).
В конце января 1943 г. два первых самоходно-артиллерийских полка отправили
на Волховский фронт для прорыва блокады Ленинграда. В 1944- 1945 гг. для
стрелковых дивизий было сформировано 70 самоходно-артиллерийских дивизионов.
В первой половине 1944 г. началось формирование легких
самоходно-артиллерийских бригад РВГК. СУ-76М принимали участие в боевых
действиях вплоть до конца Великой Отечественной войны, а потом в войне с
Японией. 130 машин было передано Войску Польскому. В послевоенный период
СУ-76М состояли на вооружении Советской Армии до начала 1950-х гг., а в
армиях ряда стран еще дольше. В войсках армии КНДР они принимали участие в
войне в Корее.
|
Танк
Т-70 разработан осенью 1941 г. в КБ Горьковского автозавода (конструктор Н.А.
Астров) и предназначался для замены легкого танка Т-60. Принят на вооружение
Красной Армии в январе 1942 г. Лучший легкий танк Красной Армии и второй по
числу выпущенных и участвовавших в Великой Отечественной войне. Серийно
производился заводами N 37 (Свердловск), N 38 (Киров) и ГАЗ (Горький). С
марта 1942 по осень 1943 г. изготовлено более 8 тыс. 200 единиц.
Серийные модификации:
Т-70 (Т-70М) - корпус и башня - с рациональными углами наклона броневых
листов (толщина 15-45 мм). Башня одноместная, граненой формы. Отделение
управления находилось в корпусе спереди слева, трансмиссионное отделение
спереди справа, силовая установка в корпусе справа, боевое - в корпусе слева.
Максимальная скорость движения 45 км/ч. Вооружение - 45 мм пушка, пулемет ДТ.
Боевая масса 9,2 т. Экипаж 2 человека. Была предпринята попытка установить
механизм автоматизированного заряжания пушки.
Т-80 - создан с целью устранения основных недостатков Т-70. Трехместная
башня, более мощная силовая установка. Изготовлено 75 единиц на заводе в
г.Мытищи.
Танки Т-70, Т-80 состояли на вооружении танковых бригад и полков смешанной
организации совместно с Т-34, а в дальнейшем использовались в
самоходно-артиллерийских дивизионах, полках и бригадах СУ-76 в качестве
командирских машин. Часто ими были укомплектованы танковые подразделения в
мотоциклетных частях. Т-70, Т-80 применялись в боевых действиях вплоть до
конца войны.
По защите, вооружению и маневренности они превосходили легкие танки вермахта
как немецкого, так и чехословацкого производства. Главный недостаток Т-70 -
перегруженность командира танка, выполняющего функции наводчика и
заряжающего.
Танки Т-70 состояли также на вооружении Войска Польского (53 ед.) и
Чехословацкого корпуса (10 ед.).
|
В
условиях начавшейся войны, когда армия остро нуждалась в бронетанковой
технике, было решено расширить производство легких танков. Конструкторы
завода N 37 им. Г.К. Орджоникидзе (Москва) во главе с Н.А. Астровым занялись
усовершенствованием танка Т-40 в сухопутном варианте. Так появился танк Т-60
и с 15 сентября 1941 г. он был запущен в серийное производство.
Заводы-изготовители: N 37 (Москва - Свердловск), N 38 (Киров), N 264 (Сталинградская
судоверфь, Красноармейск) и ГАЗ. С 1941 по 1942 г. выпущено более 5 тыс. 800
единиц.
Серийная модификация:
ходовая часть осталась прежней. Форма корпуса с более рациональной
установкой броневых листов увеличенной толщины (лоб корпуса и башня - 35 мм).
Башня восьмигранная, конусообразная. Масса при этом увеличилась (6,4 т), а
скорость уменьшилась (44 км/ч). Танк вооружен 20-мм скорострельной
авиационной пушкой ШВАК-20, получившей обозначение ТШН-20. В передней части
корпуса были размещены главная и бортовые передачи, механизмы управления, в
середине справа - мотор, слева - боевое отделение, а в задней части -
бензобаки. Экипаж 2 человека. Т-60 имел удовлетворительную маневренность,
хорошую проходимость, был дешев и прост в производстве.
Первое массовое применение танков Т-60 относится к битве за Москву. Они
имелись почти во всех танковых бригадах и отдельных танковых батальонах,
защищавших столицу. 7 ноября 1941 г. в параде на Красной площади участвовало
48 танков Т-60. На Ленинградский фронт Т-60 стали прибывать весной 1942 г.
Воевали Т-60 и на Южном фронте, особенно активно весной 1942 г. в Крыму,
участвовали в Харьковской операции, в обороне Сталинграда и в
контрнаступлении Сталинградского, Донского и Юго-Западного фронтов
осенью-зимой 1943 г. Последней крупной операцией, в которой использовались
Т-60, стало снятие блокады Ленинграда в январе 1944 г.
|
Разработан
как вариант повышения боевой эффективности и эксплуатационных свойств танка
БТ-2. В серийном производстве с 1933 по 1934 г. Изготовлено более 1 тыс. 800
единиц.
Серийная модификация:
БТ-5 - вторая серийная модификация. Установлена новая башня с развитой
кормовой нишей. Вооружение: 45-мм пушка и спаренный пулемет ДТ с
боекомплектом 72-115 выстрелов к пушке. Установлен советский двигатель
мощностью 400 л.с. Усилена ходовая часть, установлено противопожарное
оборудование. На части танков устанавливалась радиостанция с поручневой
антенной. Боевая масса 11,5 т. Остальные характеристики - как у БТ-2.
Танки БТ поступали на вооружение механизированных и танковых бригад и
корпусов, предназначенных для решения самостоятельных боевых задач, а также
механизированных полков кавалерийских дивизий.
Боевое крещение они получили в Испании, куда в 1937 г. были отправлены 50
танков БТ-5, где они хорошо себя зарекомендовали в борьбе с немецкими
танками Т-I, а при повреждении гусеницы на каменистом грунте выходили из-под
огня на колесах. В мае-августе 1939 г. применялись в ходе вооруженного
конфликта у реки Халхин-Гол. Еще в больших количествах БТ принимали участие
в "освободительном походе" на Западную Украину и в Белоруссию. Значительное
число танков БТ-5 участвовало в боях во время войны с Финляндией, где
понесли большие потери.
В начале 1941 г. в танковых частях имелось более 500 танков БТ-5. Все они
массово применялись в боях первых месяцев Великой Отечественной войны. Позже
- в ограниченных количествах на советско-германском фронте вплоть до 1944 г.
В 1945 г. применялись при разгроме японских войск в Маньчжурии. В ходе
Второй мировой войны небольшое количество трофейных БТ находилось на
вооружении финской армии.
|
Огнеметный
танк ОТ-130 создан в 1937 г. конструкторским коллективом завода им. К.Е.
Ворошилова (Ленинград). Принят на вооружение в 1938 г., изготовлены
небольшой серией.
Создан на базе легкого танка Т-26 образца 1933 г. Характеристики базовой
машины сохранены. В башне вместо пушки установлен огнемет и один пулемет.
Дальность огнеметания 35-50 метров. Огнеметное оборудование установлено в
боевом отделении (два резервуара для огнесмеси общей емкостью 400 литров).
Запаса огнесмеси хватало на 40 выстрелов.
Огнеметные танки поступали на вооружение химических подразделений стрелковых
и механизированных бригад и дивизий. Использовались как танки для
непосредственной поддержки пехоты при прорыве позиций противника,
заблаговременно оборудованных в инженерном отношении . Огнеметные танки
ОТ-130 использовались в боях на реке Халхин-Гол. В дальнейшем были
постепенно вытеснены модифицированными вариантами танков ОТ-131, ОТ-132 и
ОТ-133, созданных также на базе танка Т-26.
|
Первый
массовый средний пушечный бронеавтомобиль Красной Армии. Разработан
конструкторским бюро Ижорского завода (Ленинград) в 1934 г. Серийно
выпускался на Ижорском и Выксунском заводах. С 1934 по 1938 гг. изготовлено
около 550 единиц.
Серийные модификации:
БА-3 - шасси грузового автомобиля "Форд-Тимкен". Клепано-сварной бронекорпус.
Башня - от танка Т-26 со штатным вооружением, но меньшей толщиной брони.
Экипаж 4 человека. Изготовлено 168 единиц.
БА-6 - шасси грузового автомобиля ГАЗ-ААА. Бронирование до 9 мм. Вооружение
- 45-мм пушка и два пулемета. Скорость до 70 км/ч. Боевая масса 5,1 т.
Экипаж 4 человека: командир машины (он же заряжающий), механик-водитель,
стрелок курсового пулемета, наводчик орудия.
Средние бронеавтомобили БА-3/БА-6 поступали на вооружение разведывательных
подразделений танковых, кавалерийских и стрелковых соединений.
В 1935 г. 60 бронемашин было продано Турции, около 100 единиц отправлено в
Испанию, некоторое количество бронеавтомобилей поставлено Монголии, Китаю и
Афганистану.
Оставшиеся в боевых частях бронеавтомобили этого типа применялись в Великой
Отечественной войне вплоть до 1942 г.
На базе бронеавтомобиля БА-6 выпускались бронеавтомобили-дрезины, входившие
в штат бронепоездов.
|
Первый
легкий танк этого типа М3 разработан в 1939 г. Предназначался для поддержки
пехоты и для использования в разведывательных подразделениях.
Серийные модификации:
М3 - первая модификация. Корпус - клепаный с прямоугольными формами
бронирования. Башня - сварная, граненая с командирской башенкой. Толщина
брони до 45 мм. Компоновка с передним расположением ведущих колес.
Вооружение - 37-мм пушка и пять пулеметов. Один карбюраторный двигатель.
Скорость до 48 км/ч. Установлена система противопожарного оборудования.
Боевая масса 12,7 т. Экипаж 4 человека.
М3-А1 - установлены цилиндрическая башня без командирской башенки и
стабилизатор пушки в вертикальной плоскости. Сняты два пулемета.
М3-А3 - корпус с рациональными углами наклона броневых листов.
М5 - изменена форма корпуса. Оставлено два пулемета. Два карбюраторных
двигателя.
М5-А1 - установлена башня цилиндрической формы с задней нишей. Танки этих
типов поступали на укомплектование разведывательных подразделений.
Применялись в боях Второй мировой войны на Европейском и Африканском театрах
военных действий в составе армий США, Англии и СССР.
В Советский Союз танки М3 и М5 поставлялись США по программе ленд-лиза.
Американские танки начали прибывать в СССР в начале 1942 г. (танки М3-А1).
Всего было поставлено Советскому Союзу: танков М3-А1 - 1 тыс. 676 единиц,
танков М5-А1 - 5 единиц. Летом и осенью 1942 г. эти машины участвовали в
Сталинградской битве и битве за Кавказ.
Танки М3 и М5 были быстроходными машинами с относительно сильным
бронированием, но слабым вооружением. Нерациональная форма корпуса, слабая
проходимость и низкая надежность значительно снижали их боевые качества и
позволяли противостоять только легким немецким танкам.
|
В
1943 г. в связи с появлением на поле боя новых германских танков Т-V "пантера",
Т-VI "тигр" начались работы по модернизации танка Т-34. Имеющиеся в танке
резервы позволили повысить боевые свойства этого танка, не изменяя по
существу его базовых агрегатов. В 1944 г. был разработан модернизированный
танк Т-34-85 с 85-мм пушкой, размещенной в литой трехместной башне,
увеличенной толщиной лобовой брони до 90 мм, командирской башенкой и
5-скоростной коробкой передач. В состав экипажа был введен заряжающий.
Разрабатывался танк в КБ завода N 183 Уралвагонзавод (Нижний Тагил) под
руководством А.А. Морозова. Принят на вооружение Красной Армии в январе 1944
г. Производился заводами N 183, N 112 "Красное Сормово" (Горький), N 174 (Омск).
С 1944 г. по 3-й квартал 1945 г. изготовлено более 21 тыс. единиц.
Отечественная 85-мм танковая пушка ЗИС-С-53 была равноценна по могуществу
88-мм пушке германского тяжелого танка Т-VI "тигр" при меньшей массе.
Длинноствольная 85-мм пушка, лучшая оптика, увеличенная надежность, а также
освобождение командира танка для выполнения его основных функций позволили
Т-34-85 уверено бороться с немецкими танками всех типов, включая тяжелые.
С марта 1944 г. Т-34-85 начали поступать в части. В первую очередь ими
перевооружались гвардейские танковые бригады. Впервые Т-34-85 вступили в бой
весной 1944 г. в составе 1-й гвардейской танковой армии. Т-34-84 в массовых
количествах применяли в операциях 1945 г.: Висло-Одерской, Померанской,
Берлинской, в сражении у озера Балатон (Венгрия). Машины этого типа приняли
активное участие в разгроме Квантунской армии.
Значительное количество Т-34-85 было передано Войску Польскому,
Чехословацкому корпусу и Народно освободительной армии Югославии. Т-34-85
эксплуатировались в Советской Армии вплоть до конца 1970-х гг. Боевые машины
этого типа состояли на вооружении армий всех стран - участниц Варшавского
Договора, а также еще 28 стран Европы, Азии, Африки и Латинской Америки. Кто
после Второй мировой войны Т-34-85 принимали участие в войне в Корее и
Вьетнаме, в боевых действиях на Ближнем Востоке, в Анголе и Мозамбике.
|
В
начале 1940 г. было решено заменить уже устаревший Т-26 подобным Т-126 СП (СП
- сопровождения пехоты). Разработку танка (позднее переименованного в Т-50)
возглавляли конструкторы завода N 174 - Л.С. Троянов и Кировского завода -
Г.Н. Москвин (Ленинград). Опытные образцы прошли испытания в конце 1940 г.
Предпочтение отдали машине завода N 174. Это лучший советский предвоенный
легкий танк. Создавался он с учетом опыта боевого применения танка Т-26 в
финской войне и результатов испытаний в СССР немецкого танка Т-III, у
которого позаимствован ряд технических решений (трехместная башня,
командирская башенка и т.д.). Принят на вооружение в феврале 1941 г.
Производился на заводе N 174 им. К.Е. Ворошилова. С июля по февраль 1942 г.
выпущено 65 единиц.
Серийная модификация:
при сравнительно небольшой массе, 13,5 т, он имел на корпусе и башне 37-мм
броню с наклоном лобовых, бортовых и кормовых броневых листов. Башня
конической формы оснащалась командирской башенкой с шестью смотровыми
приборами, прикрываемыми бронезаслонками. Вооружение - 45-мм пушка и
спаренный с ней 7,62-мм пулемет. Двигатель - дизель В-4, мощностью 300 л.с.
Максимальная скорость движения 52 км/ч. На танке применена индивидуальная
торсионная подвеска и катки с внутренней амортизацией. Экипаж 4 человека.
До начала Великой Отечественной войны завод N 174 не выпустил ни одного
серийного танка. Производство началось только после эвакуации завода в Омске.
Изготовленные танки принимали участие в боевых действиях в составе
нескольких танковых частей. В августе 1941 г. в 1-й танковой дивизии,
принимавшей участие в боях в районе Кингисеппа, имелось 10 танков Т-50. В
1943 г. в строю 5-й гвардейской танковой бригады, освобождавшей Новороссийск,
находился один танк Т-50.
|
Самый
массовый и популярный танк Красной Армии, применявшийся как для
непосредственной поддержки пехоты, так и для маневренных боевых действий.
Создан конструкторским коллективом Харьковского паровозостроительного завода,
возглавляемым М.И. Кошкиным, в 1939 г. Принят на вооружение в декабре 1939
г. Серийно выпускался заводами городов: Харькова, Нижнего Тагила,
Сталинграда, Свердловска, Челябинска, Горького и Омска. С 1940 г. по 1944 г.
изготовлено около 33 тыс. 800 единиц.
Особенности конструкции. В отличие от ранее разработанных отечественных и
зарубежных танков на нем был применен новый принцип установки броневых
листов корпуса и башни с рациональными углами броневых листов. Это дало
возможность обеспечить защиту от снарядов, пробивающих броню 60 мм,
броневыми листами толщиной 45 мм. На этом экономилась масса машины и удалось
разместить 76-мм длинноствольную пушку и установить дизельный двигатель
мощностью 500 л.с., который в сочетании с широкими гусеницами дал машине
высокую быстроходность и проходимость. Скорость движения до 55 км/ч. Боевая
масса 26 т. Экипаж 4 человека: командир машины (совмещал обязанности и
заряжающего), механик-водитель, наводчик орудия и стрелок-радист (вел огонь
из пулемета).
Серийные модификации: образца 1940, образца 1941, образца 1942 и образца
1943 гг., отличавшихся разными марками 76-мм пушек, башнями (сварные и литые),
опорными катками, коробками передач, командирскими башенками.
На 22 июня 1941 г. выпущено около 1 тыс. 200 единиц. По своим боевым
качествам Т-34 превосходил все типы танков вермахта. В силу причин почти все
эти танки были потеряны в первые два месяца войны.
После организации серийного производства танки Т-34 использовались на всех
фронтах вплоть до штурма Берлина.
Несмотря на тесноту боевого отделения и слабые приборы наблюдения отзывы о
нем наших противников и союзников самые хорошие. Так американский военный
историк Д. Орджилл писал: "Из всех видов боевой техники, с которыми
столкнулись германские войска во Второй мировой войне, ни один не вызвал у
них такого шока, как русский танк Т-34...".
Т-34 состояли на вооружении Советской Армии до конца 1940-х гг., а в армиях
Польши, Чехословакии и Югославии еще дольше. |