СОВЕТСКАЯ

Авиация

Артиллерия

Оснащение пехоты

Тяжелая техника

НЕМЕЦКАЯ

Авиация

Артиллерия

Оснащение пехоты

Тяжелая техника

Из гусеничных бронированных машин германской армии штурмовое орудие III было самым массовым боевым средством. Разработано фирмой "Даймлер-Бенц" в 1940 г. на базе танка Т-III как средство непосредственной поддержки пехоты. В начале они были оснащены короткоствольными 75-мм пушками и использовались по целевому назначению. После постановки в 1942 г. длинноствольной пушки штурмовое орудие стало основным противотанковым средством вермахта. Серийно производилось с февраля 1940 г. по апрель 1945 г., выпущено более 10,5 тысяч единиц.
Одной из серийных модификаций таких штурмовых орудий была модификация IIIГ. Это последняя модификация штурмового орудия III. Особенности конструкции: низкопрофильная рубка с командирской башенкой расположена в передней части корпуса; толщина лобовых проекций корпуса и рубки 80 мм; вооружение - 75-мм длинноствольная пушка и один пулемет (оборонительный, с жесткой установкой). Литая маска пушки получила название "свиное рыло". Боекомплект 54 выстрела. Скорость до 38 км/ч. Боевая масса 23 т. Экипаж 4 человека. Изготовлено более 8000 единиц.
Штурмовое орудие IIIГ поступало на вооружение в противотанковые дивизионы танковых дивизий и противотанковые дивизионы Резерва главного командования. В большом количестве приняли участие в боях при проведении операции "Цитадель" и других операций вплоть до конца войны. Применялись в Северной Африке, на Западе в Италии. В ходе войны восполнение потерь танков Т-III шло, в основном, за счет штурмовых орудий подобного типа.
Штурмовые орудия IIIГ поставлялись Румынии, Болгарии, Финляндии, Италии, Венгрии и Испании.
По своим боевым качествам эти машины могли противостоять советским танкам Т-34 и всем танкам иностранного производства.


 

Из гусеничных бронированных машин германской армии штурмовое орудие III было самым массовым боевым средством. Разработано фирмой "Даймлер-Бенц" в 1940 г. на базе танка Т-III как средство непосредственной поддержки пехоты. В начале они были оснащены короткоствольными 75-мм пушками и использовались по целевому назначению. После установки в 1942 г. на них длинноствольной пушки штурмовое орудие стало основным противотанковым средством вермахта. Серийно производилось с февраля 1940 г. по апрель 1945 г., выпущено более 10,5 тысяч единиц.
Штурмовое орудие IIIF - первая серийная модификация с 75-мм пушкой и длиной ствола 43 калибра (длинноствольная пушка). Особенности конструкции: низкопрофильная рубка с командирской башенкой расположена в передней части корпуса; толщина лобовых проекций корпуса и рубки вначале была 50 мм , на более поздних машинах - 80 мм (за счет крепления болтами дополнительных броневых листов). Последние 30 машин этой модификации вооружены 75-мм пушками с длиной ствола 48 калибров. Боевая масса 23,2 т. Экипаж 4 человека. Остальные характеристики - как у танка Т-III. Изготовлено 330 единиц.
Штурмовое орудие IIIF поступало на вооружение в противотанковые дивизионы танковых дивизий и противотанковые дивизионы Резерва главного командования. В 1943 году они приняли участие в боях при проведении операции "Цитадель" и других операций вплоть до конца войны.
Применялись в Северной Африке, на Западе Африки и в Италии. По мере выхода из строя танков Т-III, производство которых было прекращено в 1943 г., а также сокращения танкового парка в таковых войсках вермахта из-за несоответствия объемов производства объему потерь, последние восполнялись за счет штурмовых орудий подобного типа.
По своим боевым качествам эти машины могли противостоять советским танкам Т-34 и всем танкам иностранного производства.


 

После неудачных попыток установить на базе танков Т-I и Т-II 150-мм пехотную гаубицу было решено это сделать на базе танка Т-III. Разработана в 1942 г. как средство поддержки пехоты, в основном для стрельбы с закрытых огневых позиций. В 1942 г. изготовлено 24 единицы.
За базовую машину взято штурмовое орудие IIIЕ, на шасси которой смонтирована высокая прямоугольная броневая рубка. Толщина рубки была доведена до 80 мм. В рубке установлена тяжелая пехотная гаубица калибра 150-мм и один пулемет. Гаубица имела низкую начальную скорость снаряда и могла вести огонь только с закрытых огневых позиций, для чего был установлен панорамный прицел. Заряжание гаубицы - раздельное. Боевая масса 25 т. Экипаж 5 человек: командир машины, механик-водитель, наводчик орудия, двое заряжающих. Остальные характеристики базовой машины сохранены.
Боевая карьера этих штурмовых орудий была короткой. Все изготовленные 24 машины в 1942 г. были отправлены под Сталинград, где 16 из них были потеряны.
Штурмовое пехотное орудие 33Б отличалось от других самоходных орудий хорошей броневой защитой, что являлось неоправданным, так как вело огонь с закрытых огневых позиций, находящихся вне зоны прямого огневого воздействия. Использование в качестве базы танка Т-III ускорило разработку этой машины и обеспечило ей хорошую подвижность.


 

Самый массовый танк вермахта. Единственный немецкий танк, который находился в серийном производстве всю Вторую мировую войну. Разработан фирмой "Крупп" как танк для командиров танковых батальонов. С 1937 по 1945 г. изготовлено свыше 8 тыс. 700 единиц.
Компоновочная схема с передним расположением силовой передачи (как у танка Т-II). Бронирование 30 - 60 мм, вооружение - 75-мм пушка и два пулемета (на командирской башенке некоторого ряда машин устанавливался зенитный пулемет ), скорость до 42 км/ч. Экипаж 5 человек, по составу экипажа и удобству его работы этот танк не отличался от танка Т-III. Танки этой марки выпускались в 10 модификациях.
Танки Т-IV были сконцентрированы в дивизиях, действующих на направлениях главных ударов. Танки этого типа применялись во всех военных операциях, начиная с захвата Судетской области и заканчивая битвой за Берлин. К началу нападения на СССР вермахт имел 440 таких танков, из которых 350 к концу 1941 г. были потеряны. Но уже к середине 1943 г. Т-IV стал основным танком на Восточном фронте. В операции "Цитадель" они составляли 40% всех танков. В Северной Африке Т-IV успешно боролись со всеми типами танков союзников. В апреле 1945 г. в войсках было 505 машин и еще 130 в армии резерва.
Более 200 единиц Т-IV было поставлено союзникам Германии: Венгрии, Румынии, Болгарии и Финляндии. Некоторое количество танков было продано Испании и Турции.
Танк Т-IV, вооруженный короткоствольной пушкой, не мог противостоять танку Т-34. После постановки длинноствольной пушки Т-IV вышел по огневой мощи на один уровень с Т-34, но стал уступать ему по подвижности и, особенно по проходимости из-за увеличения веса. Однако по боевым свойствам был хуже танка Т-34-85.


 

Самая мощная и тяжелая противотанковая самоходная установка вермахта. Создана на базе тяжелого танка Т-VIB "королевский тигр". В 1944-1945 гг. было изготовлено 77 единиц.
Серийная модификация:
компоновка базовой машины сохранена. В средней части корпуса вместо башни расположена прямоугольная броневая рубка с исключительно сильным бронированием: лоб рубки - 250 мм, лоб корпуса - 150 мм. В лобовом листе рубки установлена 128-мм полуавтоматическая зенитная пушка без дульного тормоза и пулемет в шаровой опоре. Хотя пушка была с раздельным заряжанием, скорострельность ее была довольно высокая - 3-5 выстрелов в минуту. Остальные характеристики - на уровне базовой машины. Экипаж 6 человек: командир машины, механик-водитель, наводчик орудия, двое заряжающих. Большой вес машины отрицательно сказался на ее подвижности и надежности.
Самоходные установки этого типа использовались в тяжелых истребительно-противотанковых дивизионах, в том числе и в войсках СС. Первый дивизион тяжелых САУ "ягд-тигр" (номер 512) сформирован летом 1944 г. В марте 1945 г. он впервые вступил в бой под Рейном. "Ягд-тигры" поражали американские танки на дальностях, превышающих 2500 м. Второй дивизион тяжелых противотанковых пушек носил номер 653, укомплектован экипажами СС, применялся на Западном фронте. В начале апреля 1945 г. в строю находилось еще 24 машины.
По своим боевым качествам этой САУ не было равной в мире. Существует легенда, что в апреле 1945 года две САУ "ягд-тигр" с Западного фронта были переброшены под Берлин. Еще до вступления в бой батарея советских СУ-76 (в количестве 5 единиц) захватила эти две машины и одну из них даже подбила в корму (толщина брони 80 мм). Не подбитая машина сейчас демонстрируется в Военно-историческом музее бронетанкового вооружения и техники (Кубинка).


 

Из противотанковых самоходок вермахта самая известная. Создана на базе опытного танка "тигр" фирмы "Порше", но не принятого на вооружение. Изготовленные шасси было решено переделать в истребители танков. В 1943 г. изготовлено 90 единиц.Серийная модификация: полностью бронированная рубка размещена в кормовой части машины. Очень сильное бронирование с толщиной броневых листов до 200 мм. В рубке установлена мощная 88-мм полуавтоматическая пушка повышенной баллистики. В силовой передаче применена электрическая трансмиссия, а в силовой установке - два карбюраторных двигателя суммарной мощностью 640 л.с. Однако из-за большой массы (68 т.) скорость движения достигала только 30 км/ч. В передней части корпуса размещались силовая передача и механик-водитель с радистом, за ними силовая установка и боевое отделение. В конце 1943 г. в лобовой части 48 машин установили курсовой пулемет.
САУ "Фердинанд" использовались в тяжелых истребительно-противотанковых дивизионах. Впервые применены в июле 1943 г. в сражении на Курской дуге. С июля по ноябрь 1943 г. два дивизиона подбили 556 советских танков. Они были очень опасны при ведении боя на больших дальностях, однако в ближнем бою более подвижные Т-34 поражали их в борт и в корму. В конце 1943 г. все "фердинанды" были переименованы в "слоны" и отозваны с Восточного фронта. После модернизации объединены в один дивизион и воевали в Италии. В конце марта 1945 г. в строю еще было 28 единиц. "Фердинанды" были настолько мощными и престижными для поражения самоходными установками, что, судя по военным мемуарам, только на Восточном фронте их было подбито несколько тысяч.


 

Первый тяжелый немецкий танк, выпускавшийся крупносерийно. В 1943 г. по вооружению и броневой защите не имел себе равных. Разработан фирмой "Хеншель" в 1942 г. С августа 1942 г. по август 1944 г. изготовлено около 1 тыс. 400 единиц.
По компоновке, составу экипажа аналогичен танку "пантера", но с более сильной защитой и более мощным вооружением. Бронирование до 110 мм, но с вертикальным расположением броневых листов. Вооружение: 88-мм пушка и два пулемета, скорость до 45 км/ч. Для удобства управления движением применена полуавтоматическая коробка передач. Повышение проходимости достигнуто использованием широкой гусеницы, которая заменялась на узкую при перевозке по железной дороге. Танк получился с большим удельным давлением и низкой проходимостью.
Танки "тигр" поступали на вооружение тяжелых танковых батальонов, которые входили в состав дивизий СС и ударных группировок групп армий.
Первое использование танков в сентябре 1942 г. на Волховском фронте было неудачным, несколько танков было подбито, один захвачен и подвергнут изучению, тем самым был сразу рассекречен. Следствием этого стало ускоренное создание советских танков ИС-2 и Т-34-85. На Курской дуге летом 1943 г. применялось 180 танков "тигр". В июле 1943 г. подбито 34 танка. "Тигры" успешно применялись на всех фронтах вплоть до конца войны. В марте 1945 г. в полевых войсках насчитывалось 142 танка и в армии резерва 43 танка. Венгрии в 1944 г. было передано 3 машины.
По боевым свойствам танк "тигр" превосходил все средние и тяжелые танки стран антигитлеровской коалиции, но уступал советскому тяжелому танку ИС-2.


 

"Королевский тигр" отличался оптимальным соотношением защиты корпуса и башни, поэтому был самым мощным немецким танком, принимавшим участие во Второй мировой войне. Разработан фирмой "Порше", с октября 1944 г. по март 1945 г. выпущено около 490 танков.
По компоновке, составу экипажа аналогичен танку "тигр", но с более сильной защитой и более мощным вооружением. Бронирование до 110 мм с рациональными углами наклона броневых листов, что повышало уровень защиты. Вооружение - 88-миллиметровая пушка с начальной скоростью снаряда более 1000 м/с и два пулемета, скорость до 41 км/ч. Для повышения скорострельности применен механизм заряжания пушки, для снижения уровня загазованности боевого отделения предусмотрены системы вентиляции и продувка канала ствола после выстрела. В связи с большим весом (69 т.) проходимость и подвижность оказались ниже, чем у танка "тигр".
"Королевский тигр" поступал в тяжелые танковые батальоны в дополнение и взамен танков Т-VIH. На вооружении состоял тот и другой.
Первое применение "королевских тигров" 13 августа 1944 г. в районе Сандомирского плацдарма (Польша) было неудачным. Они попали в засаду 53-й гвардейской танковой бригады. По немецким данным было подбито 11 (по советским - 24) машин. Три танка захвачено в исправном состоянии. В этих боях отличился лейтенант Оськин, который в одном бою из танка Т-34-85 подбил два "королевских тигра". По одной из гипотез, в одном из этих танков погиб главный конструктор профессор Фердинанд Порше. Оськину присвоено звание Героя Советского Союза.
"Королевские тигры" успешно применялись в боях до конца войны. На 1 марта 1945 г. в строю находилось более 220-ти таких танков.
Пушка "королевского тигра" на дальности 2,5 км пробивала танки "шерман" и Т-34 навылет, по вооружению ему не было равных в мире. Противостоять ему мог только советский тяжелый танк ИС-2 за счет лучшей защиты. Основным средством борьбы с Т-VIB на Западном фронте была авиация.


 

Единственный в мире вариант сверхтяжелого танка, воплощенный в металле. Разрабатывался фирмой "Порше", главный конструктор - профессор Фердинанд Порше. Существует две гипотезы назначения этого танка. По первой гипотезе - это танк прорыва сильноукрепленных оборонительных полос противника. По второй - подвижная огневая точка при охране и обороне командных пунктов Гитлера. Изготовлено два опытных образца в 1944 г.
Основные особенности танка. Компоновка нетрадиционная для немецкого танкостроения - с задним расположением моторно-трансмиссионного отделения. Корпус - сварной из броневых листов толщиной до 200 мм. Ходовая часть защищена экранами толщиной 100 мм. Башня имеет форму усеченной пирамиды с толщиной броневых листов до 210 мм. Вооружение - 128-миллиметровая пушка спарена с 75-мм пушкой и пулеметом. Эта система оснащена дальномером. Двигатель - авиационный, мощностью 1750 л.с. Трансмиссия - электромеханическая. Управление танком осуществлялось с помощью контроллера. Танк приспособлен для преодоления водных преград по дну от постороннего источника электроэнергии. Скорость до 25 км/ч. Экипаж 6 человек (2 заряжающих), 6-м членом экипажа должен быть штурман. Боевая масса 180 т.
Опытные образцы в 1944 г. проходили испытания и с подходом Красной Армии были взорваны. Но на заводах промышленности обнаружили заделов (корпусов, башен и составных частей) еще на 9 машин. Из взорванных и заделов скомплектовали один образец и в разобранном виде доставили на испытательный полигон в Кубинке, где его смонтировали. За доставкой этой машины лично наблюдал маршал Г.К. Жуков, и сейчас она (единственная в мире) заняла достойное место в Военно-историческом музее бронетанкового вооружения и техники (Кубинка).
Танк "Маус" представляет собой неудачную попытку создать сверхмощную боевую машину, которую нельзя доставить к полю боя.


 

Самоходная установка с самой крупной в мире артсистемой калибра 600 мм. Разработана в 1940 г. Предназначалась для осады сильно укрепленных крепостей и городов. Изготовлено 7 единиц.
Особенности конструкции: корпус машины тонкобронный, открытый - без защиты экипажа; броня - 13 мм; вооружение - 600-мм мортира; вес снаряда 2200 кг; дальность стрельбы - 6-7 км. При стрельбе машина опускалась днищем на грунт. Боеприпасы подвозились на бронетранспортерах, оборудованных краном. Двигатель дизельный, мощностью 750 л.с.: силовая передача, гидромеханическая; скорость до 12 км/ч.; расчет 12 человек; боевая масса 60 т.
Каждая из шести серийных машин имела свое персональное название: "адам", "ева", "тор", "ций" и т.д. Эти машины были сведены в 3 батареи по 2 орудия в каждом. К полю боя установки доставлялись на автомобильных трейлерах. Эти самоходные установки применялись во время Великой Отечественной войны вермахтом для штурма Брестской крепости, Ленинграда, Киева, Одессы и Севастополя.
Единственная сохранившаяся машина "адам" находится в Военно-историческом музее бронетанкового вооружения и техники (Кубинка). Она участвовала в обстреле Брест-Литовской крепости 22 июня 1941 г., Ленинграда и Севастополя, где и была захвачена Красной Армией.
Самоходная установка СУ-600 - монстр - имела низкую эффективность из-за уязвимости от всех видов огня, низких ходовых качеств, громоздкости и малой скорострельности (один выстрел в час). При низкой дальности стрельбы ее располагали на переднем крае штурмующих войск, где она была уязвима от диверсионных групп. Единственная сохранившаяся установка "адам" была захвачена одной из диверсионных групп под Севастополем.


 

Тягач разработан в 1934 г. фирмой "Даймлер-Бенц" как многоцелевое средство, в основном для буксировки артиллерийских систем и перевозок мотопехоты. Выпускались серийно.
Особенности конструкции. Тягач имеет открытый кузов, изготовленный из листового железа. Поперек кузова размещено три ряда сидений. Первый ряд для экипажа тягача (2 человека), остальные - для десанта (расчета орудия). Грузоподъемность тягача 2,5 т. Двигатель - дизельный, мощностью 200 л.с. Силовая передача с 4-х скоростной коробкой передач и демультипликатором. Поворот машины с большими радиусами осуществлялся за счет поворота передних колес (автомобильного типа), а с малыми радиусами - за счет торможения гусеницы. Гусеничный двигатель с передним расположением ведущих колес, с обрезиненной гусеницей и шарнирами на игольчатых подшипниках. Опорные катки расположены в шахматном порядке. Подвеска торсионная. Скорость до 50 км/ч. Сила тяги на крюке 8 т. Боевая масса 12,9 т.
На базе тягача был создан целый ряд специальных машин - саперных, звукометрических, радиосвязи, штабных, санитарных, самоходных установок, вооруженных гранатометами, гаубицами, зенитными установками и др. Тягачи ДБ10/40 поступали на вооружение артиллерийских и пехотных частей моторизованных дивизий. Использовались во время Второй мировой войны.
Тягач обладал высокой проходимостью и хорошими тяговыми качествами. Однако был сложен по устройству и имел низкую грузоподъемность (вес тягача превышал в пять раз его грузоподъемность).


 

Бронетранспортер с 10-ствольным минометом разработан фирмой "Опель" в 1942 г. как средство для стрельбы дымовыми гранатами. Производился серийно.
Особенности конструкции. Корпус - сварной из катаных броневых листов толщиной 6-8 мм. 10-ствольный миномет (калибр 158 мм) однозалпового реактивного действия смонтирован на тумбе в кормовой части машины, имеет механизм вертикальной и горизонтальной наводки. На вооружении имелся один пулемет. Силовая установка и силовая передача автомобильного типа. Ходовая часть полугусеничная, состоит из укороченного гусеничного движителя с передними ведущими колесами и двух передних управляемых пневматических колес (для поворота с большими радиусами). Скорость движения до 40 км/ч. Боевая масса 7,25 т. Экипаж 3 человека.
Бронетранспортеры "Опель" поступали на вооружение гранатометных подразделений моторизованных дивизий. Применялись с 1942 г. для постановки дымовых завес, а с 1944 г. и для стрельбы осколочно-фугасными реактивными снарядами.
Бронетранспортер отличался хорошей быстроходностью и проходимостью. Однако точность стрельбы осколочно-фугасными снарядами была низкой из-за малой длины направляющей трубы. Кроме того, легкость бронирования снижала боевые возможности этой машины.


 

Трал разработан в 1942 г. как средство для создания проходов в противотанковых минных полях. Предполагалось, что действие трала будет основано на статическом воздействии колес трала на мины. На вооружение принят не был, изготовлено несколько опытных образцов.
Особенности конструкции. Трал имеет своеобразную форму. Корпус сварной из броневых листов, имеющих наибольшую толщину (40 мм) на днище и нижних лобовых деталях. Башня от легкого танка Т-I с круговым вращением и двумя пулеметами. Двигатель - карбюраторный, мощностью 300 л.с. Трансмиссия очень сложной конструкции включает: главный фрикцион, гитару, коробку скоростей, главную передачу, две промежуточные передачи и бортовые передачи на два передних колеса, которые являются ведущими. Поворот трала осуществляется за счет поворота заднего колеса. Скорость движения до 15 км/ч. Боевая масса 38 т. Экипаж 3 человека.
Траление мин методом наезда на них колесами себя не оправдало по нескольким причинам. Полоса траления не сплошная (три раздельных полосы с общей шириной захвата 3170 мм). Из-за больших удельных давлений на грунт машина имеет очень низкую проходимость. Кроме того трал тихоходный и сложный по устройству и в эксплуатации. Сохранился в единственном экземпляре только в Военно-историческом музее бронетанкового вооружения и техники (Кубинка).


 

Танк "пантера" можно считать самым известным немецким танком того периода. По популярности он был вторым поле тяжелого танка "тигр". По немецкой классификации Т-V относился к средним танкам, а по советской - к тяжелым, так как масса его равна 43 т. Разработан фирмой "МАН" и с 1943 по 1945 г. изготовлено более 7 тыс. 300 единиц.
По компоновочной схеме, составу экипажа танк "пантера" был аналогичен танкам Т-III и Т-IV, но с более сильным бронированием, более мощным вооружением и более высокой скоростью движения. Бронирование до 100 мм с рациональными углами наклона броневых листов (заимствовано у танка Т-34), вооружение - 75-мм длинноствольная пушка (ствол длиннее чем у танка Т-IV), скорость движения до 46 км/ч. В танке улучшено удобство работы экипажа по сравнению с танками Т-III и Т-IV. Для повышения удобства управления движением внедрены гидравлический привод к тормозам и планетарный механизм поворота с фиксированными радиусами поворота. Для облегчения поворота башни и уменьшения загазованности боевого отделения применены гидравлический привод поворота башни и устройство для продувки канала ствола сжатым воздухом после выстрела. Обилие новшеств привело к снижению надежности танка, тем не менее он оказался лучшим немецким танком, весьма опасным для танков противника.
Танк "пантера" был вторым немецким массовым танком, ставшим на заключительном этапе войны, главным противником танков всех стран антигитлеровской коалиции. Он входил в состав главных ударных группировок групп армий. Первое боевое применение - операция "Цитадель". В боях под Курском понесли серьезные потери на минных полях.
Активно использовались в Италии, в Нормандии. В апреле 1945 г. в боевых частях было 630 танков "пантера".
По своим боевым качествам танк "пантера" превосходил Т-34, на больших дальностях Т-34-85 и был равным тяжелым танкам типа КВ.


 

Разработан в 1936 г. как средство для буксировки легких артиллерийских систем. Выпускался серийно.
Тягач имеет открытый корпус, изготовленный из листового железа. В передней части размещено сиденье водителя, сзади - сиденья для расчета буксируемого орудия (2 человека). На машине установлен автомобильный двигатель "Опель-Олимпия" мощностью 37 л.с. Силовая передача специальная. Механизмы поворота дифференциальные с тормозами. Движитель - колесно-гусеничный. Впереди одно колесо мотоциклетного типа, сзади - гусеницы. Поворот машины с большими радиусами поворота осуществлялся за счет поворота колеса, с малыми радиусами поворота машина поворачивалась за счет торможения гусеницы. Подвеска торсионная. Гусеница с развитыми грунтозацепами и шарнирами на игольчатых подшипниках. Ведущие колеса размещены впереди. Тягач вооружения не имел. Максимальная скорость движения до 62 км/ч. Боевая масса 1,56 т.
Тягач поступал на вооружение моторизованных батальонов для буксировки 37-милиметровых, 57-милиметровых орудий, находившихся на вооружении этих батальонов.
Машина обладала хорошими тяговыми качествами, быстроходностью и проходимостью. Недостаток - узкая колея и полная незащищенность экипажа.


 

Разведывательный бронеавтомобиль разработан в 1938 г. фирмой "Хорьх" и в этом же году начал поступать в войска. Всего было выпущено более 2 тыс. машин этого типа.
Серийные модификации:
специальная машина 221 - первая серийная модификация. Многогранная форма корпуса с броневыми листами, имеющими прямые и обратные наклоны, башня низкая многогранная, толщина брони корпуса и башни 8 мм. Сверху башня закрывалась откидной защитной решеткой. Вооружение - один пулемет. Двигатель карбюраторный мощностью 75 л.с. Все четыре колеса были ведущими и управляемыми с пулестойкими шинами. Максимальная скорость 80 км/ч. Экипаж 3 человека: командир, механик-водитель, стрелок.
Специальная машина 222 - последующая серийная модификация. Вооружение - 20-милиметровая автоматическая пушка и один пулемет. Боекомплект - 1040 выстрелов к пушке и 660 патронов. Двигатель мощностью 90 л.с. Остальные характеристики сохранены.
Специальные машины 221 и 222 были стандартными легкими бронеавтомобилями вермахта на протяжении всей войны. Они использовались в ротах бронеавтомобилей разведывательных батальонов танковых и моторизованных дивизий.
На базе специальной машины 222 выпускались радио - машины. Отличительной особенностью их было отсутствие башни. В корпусе устанавливалось несколько радиостанций и антенны разного типа.


 

Первый немецкий танк, выпускавшийся крупносерийно. Танк разработан фирмой "Крупп" в 1933 г. и в 1934 г. принят на вооружение вермахта. Танк предназначался для обучения танкистов. Это слабовооруженная и легкобронированная боевая машина позволила, однако, командованию вермахта обучить танкистов и начать развертывание танковых частей и соединений. С 1934 по 1938 г. изготовлено более 1 тыс. 500 единиц.
Характерной особенностью этого танка является слабое бронирование (толщина брони до 13 мм) и слабое вооружение (2 спаренных пулемета), но машина была быстроходная (скорость до 57 км/ч). Экипаж 2 человека - механик-водитель и командир машины, который совмещал и функции наводчика. Наведение пулеметов осуществлялось совместно, а стрельба одновременно и раздельно. Выпускались эти танки в трех модификациях: Т-IА, Т-IВ и Т-IС, отличавшиеся ходовой частью и мощностью двигателя.
Боевое крещение Т-I получили в 1936 г. в Испании, где понесли жестокие потери от республиканских танков Т-26 и БТ-5. Это и послужило причиной снятия их с производства. Однако к сентябрю 1939 г. Т-I составляли более 46% танкового парка Германии.
Т-I применялись во всех кампаниях начального периода Второй мировой войны. На 22 июня 1941 г. во фронтовых частях имелось всего лишь 74 машины этого типа. Остальные танки использовались в учебных целях и для борьбы с партизанами на захваченных территориях. Для этих целей около 30 машин даже было переделано в модификацию Т-IF "медведь" с броней до 80 мм и широкими гусеницами. Отдельные танки этого типа сохранялись в немецких танковых частях как разведывательные до 1943 г.
Танк Т-I по своим боевым качествам уступал довоенным советским легким танкам.


 

Первый немецкий танк 1930-х гг. с пушечным вооружением. Разработан фирмой "МАН" в сотрудничестве с фирмой "Даймлер-Бенц" в 1936 г. Как и Т-I, первоначально предназначался для подготовки танкистов и сколачивания боевых подразделений танковых войск, но представлял более полноценную боевую машину. С 1937 по 1941 г. изготовлено около 1 тыс. 800 единиц.
Танк Т-II, как и Т-I, выполнен по следующей компоновочной схеме: силовая передача - спереди, боевое и отделение управления - в средней части, силовая установка - сзади. Бронирование до 30 мм, вооружение - 20-мм автоматическая пушка и пулемет, скорость движения до 40 км/ч. Экипаж 3 человека: механик-водитель, наводчик орудия и командир танка. Наводчик и командир совмещали функцию заряжающего. Для управления боем у командира танка была командирская башенка с круговым обзором. Выпускались танки Т-II в 14 модификациях, отличающихся друг от друга бронированием, разными марками 20-мм пушек и ходовой частью.
Боевое крещение танка состоялось в марте 1939 г. Танки Т-II первыми из 2-й танковой дивизии вермахта вступили в Прагу. В сентябре 1939 г. в вермахте насчитывалось более 1 тыс. 200 танков Т-II, из которых 83 было безвозвратно потеряно в Польше. При вторжении во Францию в вермахте насчитывалось 955 танков Т-II. В июне 1941 г. к нападению на СССР были готовы 750 таких танков, из которых 425 были потеряны к концу года. Позднее танки этого типа использовались в разведывательных целях. В боях на Восточном фронте они встречались вплоть до 1943 г. В марте 1945 г. в войсках имелось 145 Т-II. Состояли на вооружении в словацкой, румынской и болгарской армиях.
По защите танк Т-II был на одном уровне со многими легкими советскими танками, по вооружению - мог бороться с ними только на малых дальностях.

Hosted by uCoz