Тягач
разработан в 1934 г. фирмой "Даймлер-Бенц" как многоцелевое средство, в
основном для буксировки артиллерийских систем и перевозок мотопехоты.
Выпускались серийно.
Особенности конструкции. Тягач имеет открытый кузов, изготовленный из
листового железа. Поперек кузова размещено три ряда сидений. Первый ряд для
экипажа тягача (2 человека), остальные - для десанта (расчета орудия).
Грузоподъемность тягача 2,5 т. Двигатель - дизельный, мощностью 200 л.с.
Силовая передача с 4-х скоростной коробкой передач и демультипликатором.
Поворот машины с большими радиусами осуществлялся за счет поворота передних
колес (автомобильного типа), а с малыми радиусами - за счет торможения
гусеницы. Гусеничный двигатель с передним расположением ведущих колес, с
обрезиненной гусеницей и шарнирами на игольчатых подшипниках. Опорные катки
расположены в шахматном порядке. Подвеска торсионная. Скорость до 50 км/ч.
Сила тяги на крюке 8 т. Боевая масса 12,9 т.
На базе тягача был создан целый ряд специальных машин - саперных,
звукометрических, радиосвязи, штабных, санитарных, самоходных установок,
вооруженных гранатометами, гаубицами, зенитными установками и др. Тягачи
ДБ10/40 поступали на вооружение артиллерийских и пехотных частей
моторизованных дивизий. Использовались во время Второй мировой войны.
Тягач обладал высокой проходимостью и хорошими тяговыми качествами. Однако
был сложен по устройству и имел низкую грузоподъемность (вес тягача превышал
в пять раз его грузоподъемность).
|
Бронетранспортер
с 10-ствольным минометом разработан фирмой "Опель" в 1942 г. как средство
для стрельбы дымовыми гранатами. Производился серийно.
Особенности конструкции. Корпус - сварной из катаных броневых листов
толщиной 6-8 мм. 10-ствольный миномет (калибр 158 мм) однозалпового
реактивного действия смонтирован на тумбе в кормовой части машины, имеет
механизм вертикальной и горизонтальной наводки. На вооружении имелся один
пулемет. Силовая установка и силовая передача автомобильного типа. Ходовая
часть полугусеничная, состоит из укороченного гусеничного движителя с
передними ведущими колесами и двух передних управляемых пневматических колес
(для поворота с большими радиусами). Скорость движения до 40 км/ч. Боевая
масса 7,25 т. Экипаж 3 человека.
Бронетранспортеры "Опель" поступали на вооружение гранатометных
подразделений моторизованных дивизий. Применялись с 1942 г. для постановки
дымовых завес, а с 1944 г. и для стрельбы осколочно-фугасными реактивными
снарядами.
Бронетранспортер отличался хорошей быстроходностью и проходимостью. Однако
точность стрельбы осколочно-фугасными снарядами была низкой из-за малой
длины направляющей трубы. Кроме того, легкость бронирования снижала боевые
возможности этой машины.
|
Трал
разработан в 1942 г. как средство для создания проходов в противотанковых
минных полях. Предполагалось, что действие трала будет основано на
статическом воздействии колес трала на мины. На вооружение принят не был,
изготовлено несколько опытных образцов.
Особенности конструкции. Трал имеет своеобразную форму. Корпус сварной из
броневых листов, имеющих наибольшую толщину (40 мм) на днище и нижних
лобовых деталях. Башня от легкого танка Т-I с круговым вращением и двумя
пулеметами. Двигатель - карбюраторный, мощностью 300 л.с. Трансмиссия очень
сложной конструкции включает: главный фрикцион, гитару, коробку скоростей,
главную передачу, две промежуточные передачи и бортовые передачи на два
передних колеса, которые являются ведущими. Поворот трала осуществляется за
счет поворота заднего колеса. Скорость движения до 15 км/ч. Боевая масса 38
т. Экипаж 3 человека.
Траление мин методом наезда на них колесами себя не оправдало по нескольким
причинам. Полоса траления не сплошная (три раздельных полосы с общей шириной
захвата 3170 мм). Из-за больших удельных давлений на грунт машина имеет
очень низкую проходимость. Кроме того трал тихоходный и сложный по
устройству и в эксплуатации. Сохранился в единственном экземпляре только в
Военно-историческом музее бронетанкового вооружения и техники (Кубинка).
|
Танк
"пантера" можно считать самым известным немецким танком того периода. По
популярности он был вторым поле тяжелого танка "тигр". По немецкой
классификации Т-V относился к средним танкам, а по советской - к тяжелым,
так как масса его равна 43 т. Разработан фирмой "МАН" и с 1943 по 1945 г.
изготовлено более 7 тыс. 300 единиц.
По компоновочной схеме, составу экипажа танк "пантера" был аналогичен танкам
Т-III и Т-IV, но с более сильным бронированием, более мощным вооружением и
более высокой скоростью движения. Бронирование до 100 мм с рациональными
углами наклона броневых листов (заимствовано у танка Т-34), вооружение -
75-мм длинноствольная пушка (ствол длиннее чем у танка Т-IV), скорость
движения до 46 км/ч. В танке улучшено удобство работы экипажа по сравнению с
танками Т-III и Т-IV. Для повышения удобства управления движением внедрены
гидравлический привод к тормозам и планетарный механизм поворота с
фиксированными радиусами поворота. Для облегчения поворота башни и
уменьшения загазованности боевого отделения применены гидравлический привод
поворота башни и устройство для продувки канала ствола сжатым воздухом после
выстрела. Обилие новшеств привело к снижению надежности танка, тем не менее
он оказался лучшим немецким танком, весьма опасным для танков противника.
Танк "пантера" был вторым немецким массовым танком, ставшим на
заключительном этапе войны, главным противником танков всех стран
антигитлеровской коалиции. Он входил в состав главных ударных группировок
групп армий. Первое боевое применение - операция "Цитадель". В боях под
Курском понесли серьезные потери на минных полях.
Активно использовались в Италии, в Нормандии. В апреле 1945 г. в боевых
частях было 630 танков "пантера".
По своим боевым качествам танк "пантера" превосходил Т-34, на больших
дальностях Т-34-85 и был равным тяжелым танкам типа КВ.
|
Разработан
в 1936 г. как средство для буксировки легких артиллерийских систем.
Выпускался серийно.
Тягач имеет открытый корпус, изготовленный из листового железа. В передней
части размещено сиденье водителя, сзади - сиденья для расчета буксируемого
орудия (2 человека). На машине установлен автомобильный двигатель "Опель-Олимпия"
мощностью 37 л.с. Силовая передача специальная. Механизмы поворота
дифференциальные с тормозами. Движитель - колесно-гусеничный. Впереди одно
колесо мотоциклетного типа, сзади - гусеницы. Поворот машины с большими
радиусами поворота осуществлялся за счет поворота колеса, с малыми радиусами
поворота машина поворачивалась за счет торможения гусеницы. Подвеска
торсионная. Гусеница с развитыми грунтозацепами и шарнирами на игольчатых
подшипниках. Ведущие колеса размещены впереди. Тягач вооружения не имел.
Максимальная скорость движения до 62 км/ч. Боевая масса 1,56 т.
Тягач поступал на вооружение моторизованных батальонов для буксировки
37-милиметровых, 57-милиметровых орудий, находившихся на вооружении этих
батальонов.
Машина обладала хорошими тяговыми качествами, быстроходностью и
проходимостью. Недостаток - узкая колея и полная незащищенность экипажа.
|
Разведывательный
бронеавтомобиль разработан в 1938 г. фирмой "Хорьх" и в этом же году начал
поступать в войска. Всего было выпущено более 2 тыс. машин этого типа.
Серийные модификации:
специальная машина 221 - первая серийная модификация. Многогранная форма
корпуса с броневыми листами, имеющими прямые и обратные наклоны, башня
низкая многогранная, толщина брони корпуса и башни 8 мм. Сверху башня
закрывалась откидной защитной решеткой. Вооружение - один пулемет. Двигатель
карбюраторный мощностью 75 л.с. Все четыре колеса были ведущими и
управляемыми с пулестойкими шинами. Максимальная скорость 80 км/ч. Экипаж 3
человека: командир, механик-водитель, стрелок.
Специальная машина 222 - последующая серийная модификация. Вооружение -
20-милиметровая автоматическая пушка и один пулемет. Боекомплект - 1040
выстрелов к пушке и 660 патронов. Двигатель мощностью 90 л.с. Остальные
характеристики сохранены.
Специальные машины 221 и 222 были стандартными легкими бронеавтомобилями
вермахта на протяжении всей войны. Они использовались в ротах
бронеавтомобилей разведывательных батальонов танковых и моторизованных
дивизий.
На базе специальной машины 222 выпускались радио - машины. Отличительной
особенностью их было отсутствие башни. В корпусе устанавливалось несколько
радиостанций и антенны разного типа.
|
Первый
немецкий танк, выпускавшийся крупносерийно. Танк разработан фирмой "Крупп" в
1933 г. и в 1934 г. принят на вооружение вермахта. Танк предназначался для
обучения танкистов. Это слабовооруженная и легкобронированная боевая машина
позволила, однако, командованию вермахта обучить танкистов и начать
развертывание танковых частей и соединений. С 1934 по 1938 г. изготовлено
более 1 тыс. 500 единиц.
Характерной особенностью этого танка является слабое бронирование (толщина
брони до 13 мм) и слабое вооружение (2 спаренных пулемета), но машина была
быстроходная (скорость до 57 км/ч). Экипаж 2 человека - механик-водитель и
командир машины, который совмещал и функции наводчика. Наведение пулеметов
осуществлялось совместно, а стрельба одновременно и раздельно. Выпускались
эти танки в трех модификациях: Т-IА, Т-IВ и Т-IС, отличавшиеся ходовой
частью и мощностью двигателя.
Боевое крещение Т-I получили в 1936 г. в Испании, где понесли жестокие
потери от республиканских танков Т-26 и БТ-5. Это и послужило причиной
снятия их с производства. Однако к сентябрю 1939 г. Т-I составляли более 46%
танкового парка Германии.
Т-I применялись во всех кампаниях начального периода Второй мировой войны.
На 22 июня 1941 г. во фронтовых частях имелось всего лишь 74 машины этого
типа. Остальные танки использовались в учебных целях и для борьбы с
партизанами на захваченных территориях. Для этих целей около 30 машин даже
было переделано в модификацию Т-IF "медведь" с броней до 80 мм и широкими
гусеницами. Отдельные танки этого типа сохранялись в немецких танковых
частях как разведывательные до 1943 г.
Танк Т-I по своим боевым качествам уступал довоенным советским легким танкам.
|
Первый
немецкий танк 1930-х гг. с пушечным вооружением. Разработан фирмой "МАН" в
сотрудничестве с фирмой "Даймлер-Бенц" в 1936 г. Как и Т-I, первоначально
предназначался для подготовки танкистов и сколачивания боевых подразделений
танковых войск, но представлял более полноценную боевую машину. С 1937 по
1941 г. изготовлено около 1 тыс. 800 единиц.
Танк Т-II, как и Т-I, выполнен по следующей компоновочной схеме: силовая
передача - спереди, боевое и отделение управления - в средней части, силовая
установка - сзади. Бронирование до 30 мм, вооружение - 20-мм автоматическая
пушка и пулемет, скорость движения до 40 км/ч. Экипаж 3 человека:
механик-водитель, наводчик орудия и командир танка. Наводчик и командир
совмещали функцию заряжающего. Для управления боем у командира танка была
командирская башенка с круговым обзором. Выпускались танки Т-II в 14
модификациях, отличающихся друг от друга бронированием, разными марками
20-мм пушек и ходовой частью.
Боевое крещение танка состоялось в марте 1939 г. Танки Т-II первыми из 2-й
танковой дивизии вермахта вступили в Прагу. В сентябре 1939 г. в вермахте
насчитывалось более 1 тыс. 200 танков Т-II, из которых 83 было безвозвратно
потеряно в Польше. При вторжении во Францию в вермахте насчитывалось 955
танков Т-II. В июне 1941 г. к нападению на СССР были готовы 750 таких танков,
из которых 425 были потеряны к концу года. Позднее танки этого типа
использовались в разведывательных целях. В боях на Восточном фронте они
встречались вплоть до 1943 г. В марте 1945 г. в войсках имелось 145 Т-II.
Состояли на вооружении в словацкой, румынской и болгарской армиях.
По защите танк Т-II был на одном уровне со многими легкими советскими
танками, по вооружению - мог бороться с ними только на малых дальностях.
|