СОВЕТСКАЯ

Авиация

Артиллерия

Оснащение пехоты

Тяжелая техника

НЕМЕЦКАЯ

Авиация

Артиллерия

Оснащение пехоты

Тяжелая техника

В 1938 г. конструкторским бюро под руководством С.В. Ильюшина был создан самолет, получивший название ДБ-3 (ЦКБ-30). Летчик-испытатель В.К. Коккинаки установил на нем несколько рекордов высоты с различными грузами, а в 1938-1939 гг. на нем же были совершены сверхдальние перелеты Москва - Приморье, Москва - США.
В годы Великой Отечественной войны военный вариант самолета - Ил-4 (ДБ-3Ф), созданный в 1940 г., использовался в качестве дальнего бомбардировщика. По своим летным качествам и боевым характеристикам он не уступал немецким аналогам - Хейнкелю-111 и Юнкерсу-88, а по дальности полета превосходил их почти в два раза. В августе - сентябре 1941 г. советские бомбардировщики Ил-4 и Пе-8 (ТБ-7) с аэродрома на острове Эзель (Саарема) нанесли восемь ударов по Берлину и ряд по Восточной Пруссии, опровергнув ложь геббельсовской пропаганды об уничтожении Красной Армии и успехах "блицкрига". Позже территория Германии не раз подвергалась ударам нашей дальнебомбардировочной авиации.
Но Ил-4 не только громили промышленные и военные объекты в тылу врага. Часто им приходилось работать в тесном контакте с наземными войсками и выполнять роль фронтовой и даже тактической авиации. Этого требовала обстановка на фронте, когда нужно было во что бы то ни стало остановить наступление наземных войск противника. И тогда "илы" бомбили танковые и механизированные колонны, артиллерию, уничтожали аэродромы врага.

 

Тактико-технические характеристики Ил-4:
Двигатели - 2хМ-88Б по 1100 л.с.
Размах крыльев - 21,44 м
Площадь крыльев 66,7 кв. м.
Длина - 14,8 м
Максимальная скорость - 448 км/ч
Взлетный вес - 10300 кг
Потолок - 7300 м
Дальность полета - 4260 км
Экипаж - 4 человека
Вооружение - 1 пушка калибра 20 мм, 1 пулемет 12,7 мм, 2 пулемета 7,62 мм
Бомбовая нагрузка - до 3000 кг

 

Всего построено 1528 бомбардировщиков ДБ-3 и 5256 Ил-4.


 

Як-9 являлся самым массовым истребителем Великой Отечественной войны. Начиная с 1942 г. советской авиационной промышленностью было выпущено почти 17 тыс. этих самолетов разной модификации.
Як-9 входит в серию знаменитых истребителей, созданных КБ под руководством А. Яковлева. Первый из них - Як-1 - появился в 1940 г. одновременно с самолетами других авиаконструкторов - ЛаГГ-3 и МиГ-3. Як-1 отличался от них меньшим весом, что придавало этому истребителю лучшую маневренность и увеличивало его скороподъемность. Высокая скорость (580 км/ч) подчеркивала эти достоинства на фоне устаревших советских конструкций - И-15 и И-16. Так что Як-1 оказался достойным противником для фашистских "мессеров". Он по праву считается лучшим советским истребителем начального периода войны.
В 1941 г. на базе двухместного варианта Як-1 был создан истребитель Як-7, у которого от второй кабины остался крытый отсек. По своим характеристикам он не уступал "прародителю", но мог использоваться для переброски различных грузов или установки дополнительного бензобака. Последнее позволяло резко увеличить дальность полета Як-7. Такие самолеты были как воздух нужны Красной Армии: для прикрытия наземных войск, далеко оторвавшихся от своих тылов, сопровождения бомбардировщиков и штурмовиков.
Развитие боевых качеств машины было продолжено в Як-9. Самолеты этой модели появились на фронте во второй половине 1942 г. Вместе с Ла-5 они приняли участие в Сталинградской битве и в воздушных сражениях за господство в воздухе. На средних высотах Як-9 превосходил по маневренности и скорости истребители "Люфтваффе" "Мессершмитт-109G-2" и даже "Фокке-Вульф-190A3", уступая им только в вооружении.
За счет замены дерева на дюралюминий советским конструкторам удалось значительно облегчить самолет и увеличить его внутреннее свободное пространство. Это позволило установить в крыльях топливные баки больших объемов. Так появились модели Як-9Д и Як-9ДД (1943) с дальностью полета 1330 и 2200 км соответственно, что в три раза превышало дальность обычных истребителей. Усилили на Як-9 и вооружение: например, на Як-9К устанавливали 37-миллиметровые, а с 1944 г. - 45-миллиметровые пушки. Их снаряды пробивали броню танков, а самолеты противника разваливались в воздухе от одного попадания.
Истребители Як-9У (улучшенной конструкции) удерживали господство в воздухе в заключительный период войны. Вот один из характерных эпизодов: 17 апреля 1945 г., ведя свободный поиск в районе г. Зеелова, наши самолеты уничтожили 16 вражеских, не потеряв ни одного своего.
Другим направлением развития самолета Яковлева стал Як-3. Он был разработан в 1943 г. на базе проверенного в боях одноместного Як-1 с использованием новшеств, примененных при создании Як-9. Легкий, маневренный, скоростной (до 720 км/ч), ему не было равных в воздушных баталиях на самых разных высотах. Многие специалисты считают Як-3 лучшим самолетом Второй мировой войны. Именно на этих боевых машинах предпочли сражаться французские летчики из прославленного полка "Нормандия-Неман", хотя им предлагали на выбор американские и английские истребители.

Тактико-технические характеристики Як-9У:
Максимальная скорость - 700 км/ч
Полетная масса - 3150 кг
Высотный потолок - 11 000 м
Дальность полета - 950 км
Вооружение - 1 пушка калибра 37 мм, 2 пулемета 12,7 мм

Всего было выпущено: 8721 истребитель Як-1, 6339 Як-7, 16 769 Як-9 всех модификаций, 4848 Як-3
.


 

Бои в Испании в 1936-1939 гг. показали, что фронтовой авиации необходим самолет непосредственной поддержки наземных войск: для уничтожения долговременных укреплений, танков, механизированных колонн противника и т.п. Штурмовик должен был иметь высокую скорость, разнообразное вооружение и надежную защиту от интенсивного зенитного огня. Поскольку машина планировалась для широкого применения на фронте, следовало сделать ее простой в пилотировании и обслуживании.
Созданный в 1939 г. конструкторским бюро под руководством С.В. Ильюшина, штурмовик Ил-2 отвечал всем этим требованиям. Бронированный Ил-2 с мощным стрелково-пушечным, ракетным и бомбовым вооружением отличался высокой маневренностью, был простым в пилотировании. Это был совершенно новый тип воздушной машины, предназначенной для действий по наземным целям с малых высот. Он по праву считается лучшим самолетом поддержки наземных войск в годы Второй мировой войны.
Однако в начальный период войны заднюю полусферу Ил-2 оставляли незащищенной (не было стрелка-радиста), и самолеты несли большие потери от атак "мессершмиттов". Только с третьего квартала 1942 г. советская авиационная промышленность освоила выпуск двухместных Ил-2. На фронте же самолеты укрепляли бронеспинками с Пе-2. С этого момента штурмовик стал практически неуязвим.
Штурмовик был оснащен экранированной броней, которую не пробивали снаряды немецких истребителей. Броня Ил-10 - прямого наследника Ил-2 - "держала" 20-миллиметровые снаряды. Ил-2 был вооружен двумя 23-миллиметровыми пушками, скорострельностью 600 выстрелов в минуту и массой снаряда 200 г. В 1943 г. самолет был оснащен двумя крыльевыми 37-миллиметровыми пушками и массой снаряда 735 г, что было наивысшим показателем для самолетов Второй мировой войны. С таким вооружением Ил-2 мог уничтожать даже тяжелые немецкие танки "тигр" и "пантера".
О живучести Ил-2 говорят такие факты. Зафиксирована биография одной из машин, которая сделала 150 боевых вылетов, получила более 600 пробоин, но каждый раз возвращалась на свой аэродром. 113 боевых вылетов совершил на Ил-2 летчик Е.Н. Семякин. Семь раз фашистам удавалось подбить его самолет, и в пяти случаях он сохранил машину: дотягивал до линии фронта и садился на своей территории.
Фашисты называли Ил-2 "черная смерть". Сами же они так и не смогли создать ничего похожего на наш "летающий танк". Немецкие Юнкерс-87 и Хеншель-129 хотя и обладали хорошими летными качествами, имели более слабое вооружение и лишь противопульную бронекоробку.
В годы Великой Отечественной войны 881 летчик, летавший на "илах", стал Героем Советского Союза, а 27 - дважды Героями. Среди них А.Н. Ефимов, М.П. Одинцов, Л.И. Беда, Е.М. Кунгурцев, В.И. Адрианов и др.

Тактико-технические характеристики Ил-2:
Скорость - 412 км/ч
Полетная масса - 5873 кг
Дальность полета - 765 км
Потолок - 5440 м
Экипаж - 2 человека
Вооружение - 2 пушки калибра 37 мм; 2 пулемета калибра 7,62 мм; 1 пулемет калибра 12,7 мм; 8 реактивных снарядов РС-82
Бомбовая нагрузка - 400-600 кг

Всего было выпущено 36 163 штурмовика Ил-2 и 4966 Ил-10.


 

Владимир Михайлович Петляков, погибший в 1942 г., был создателем одних из лучших бомбардировщиков Великой Отечественной войны - Пе-8 и Пе-2.
Необходимость в советском пикирующем бомбардировщике возникла после анализа воздушных боев в небе Испании. Именно там нейтрализация советских истребителей модифицированными "мессершмиттами" (Ме-109Е) дала простор пикирующим бомбардировщикам "юнкерс" (Ju-87). Имеющиеся в то время в разработках самолеты ВИТ и ВИТ-2 конструкции Поликарпова в серию не пошли по нескольким причинам, из которых не последней была опала конструктора. Создание же пикирующего бомбардировщика требовало решения серьезных технических задач, таких, как обеспечение прочности конструкции при значительных перегрузках, высокая грузоподъемность, маневренность, скорость в горизонтальном полете и не слишком большой разгон при пикировании. Самолет должен был иметь внешние бомбодержатели, чтобы при отрыве бомб во время пикирования не повредить его конструкцию. Поскольку перегрузки в нижней точке пикирования могли быть слишком велики, нужно было разработать автоматическое устройство, которое помогало бы летчикам перевести машину в горизонтальное положение.
В 1939-1940 гг. велись работы по совершенствованию двух самолетов: один на базе бомбардировщика СБ, а другой - "сотка" Петлякова, который изначально задумывался как тяжелый двух-моторный истребитель. Последний и пошел в серию, поскольку совместил в себе свойства и истребителя, и бомбардировщика. Его цельнометаллическая конструкция выдерживала более чем 10-кратную перегрузку. Самолет развивал скорость до 540 км/ч (650 км/ч в пикировании), мог выполнять фигуры высшего пилотажа, пикировал под углом 60-65°.
С первых дней Великой Отечественной войны Пе-2 зарекомендовал себя как прекрасный пикирующий бомбардировщик. По скорости с ним не мог сравниться ни один немецкий фронтовой бомбардировщик.
Пилотировать машину было непросто, но летчикам она нравилась. Прославленный летчик И.А. Маликов по три раза в день поднимал свой Пе-2 в трудные дни Московской битвы. После ранения Маликову ампутировали ногу, но и с протезом он сначала освоил небесный тихоход По-2, а затем снова летал на любимой "пешке" до самого конца войны.
Другой советский летчик, И.С. Полбин, разработал самую эффективную тактику группового непрерывного бомбометания с пикирования. Зайдя над объектом, Пе-2 образовывали замкнутый круг и затем, сохраняя дистанцию 500-600 м, один за другим пикировали на цель под углом до 70°. Неоднократно Пе-2, завидев бомбардировщики врага, шли в атаку. Набрав скорость, они, как истребители, заходили к ним в хвост, открывали огонь и побеждали. "Это не машина, а чудо", - говорил Полбин, а его подчиненные шутили: "Мы выводим нашу "пешку" в ферзи. Она любому королю сможет дать мат..."
Истребительные возможности Пе-2 не остались незамеченными. Его модификация Пе-3 как дальний истребитель сопровождения воевал на Севере.
На Пе-2 воевал и 125-й гвардейский женский бомбардировочный авиаполк, сформированный Героем Советского Союза М.М. Расковой.

Тактико-технические характеристики Пе-2:
Двигатели - 2хВК-105РФ по 1250 л.с.
Размах крыльев - 17,16 м
Площадь крыльев - 40,5 кв.м.
Длина - 12,66
Взлетный вес - 8250 кг
Максимальная скорость - 540 км/ч
Потолок - 8800 м
Дальность полета - 1500 м
Экипаж - 3 человека
Вооружение - 3 пулемета калибра 12,7 мм, 2 пулемета калибра 7,62 мм
Бомбовая нагрузка - 600 кг

Всего выпущено 11427 Пе-2.


 

В годы Великой Отечественной войны США как член антигитлеровской коалиции, оказывал Советскому Союзу военную помощь поставками по ленд-лизу, в том числе и боевыми самолетами. Во второй половине 1942 г. на вооружение советских Военно-Воздушных Сил начали поступать самолеты-истребители Р-39 "Аэрокобра" американской фирмы "Белл".
"Аэрокобра" (1940) имела прекрасные по тем временам боевые качества: высокую скорость, большую дальность полета и мощное вооружение. Она отличалась удобной кабиной, высокой живучестью и надежным двигателем. Все это сделало "Аэрокобру" хорошим самолетом для непосредственной поддержки наземных войск и воздушных боев на средних высотах. Именно на такой боевой машине полвойны сражался трижды Герой Советского Союза А.И. Покрышкин.
Лишь по маневренности из-за значительного веса "Аэрокобра", подобно нашим МиГ-3 и ЛаГГ-3, уступала немецким "мессершмиттам". И еще она имела серьезный изъян: легко срывалась в штопор и трудно из него выходила. Об этом наше командование известило поставщиков.
В декабре 1943 г. фирма "Белл" сообщила о создании с учетом наших замечаний новой модификации истребителя - Р-63 "Кинг-Кобра". Всего до конца войны Советский Союз получил 2400 этих самолетов, которые перегоняли из Америки по трассе Аляска - Сибирь.
"Кинг-Кобра" отличалась от своего предшественника еще большей скоростью и большей массой. Проблемы со срывом самолета в штопор до конца решить так и не удалось. В целом в завершающем периоде войны американские самолеты по боевым характеристикам значительно уступали и советским, и немецким истребителям. Их использовали в основном на боевом дежурстве в системе ПВО, для прикрытия коммуникаций и населенных пунктов от налетов вражеских бомбардировщиков.

Тактико-технические характеристики "Кинг-Кобра":
Максимальная скорость полета - 655 км/ч
Масса самолета - 4400 кг
Потолок - 11 900 м
Дальность полета - 870 км
Вооружение: 1 пушка калибра 37 мм, 2-4 пулемета калибра 12,7 мм

Бомбовая нагрузка - 227 кг


 

И-16 был создан Н.Н. Поликарповым в 1934 г. и до начала сороковых годов оставался основным истребителем советских Военно-Воздушных Сил. Это был первый серийный советский истребитель-моноплан (хотя и деревянной конструкции), на нем впервые была применена механическая уборка шасси и установлена бронеспинка сиденья летчика. Первое применение реактивных снарядов в воздушном бою было осуществлено именно с этого самолета. Перечень приоритетов И-16 можно было бы продолжать довольно долго, но достаточно сказать, что в середине 1930-х этот истребитель считался лучшим в мире. В 1935 г. он демонстрировался на Всемирной выставке в Милане, где и получил мировое признание.
В 1936-1939 гг. летчики-интернационалисты успешно воевали на И-16 в небе Испании против фашистских стервятников. Здесь И-16 впервые встретился с немецким истребителем "мессершмитт" (Me-109B). Уже тогда выяснилось, что "ишачок" несколько уступает "мессеру" в скорости (450 км/ч против 470 км/ч). Однако превосходство нашего самолета проявлялось в вооружении и маневренности, особенно на виражах, из-за чего противник нес большие потери.
Отличился И-16 в Китае и в Монголии в 1937-1940 гг. в боях против японских милитаристов.
С началом Великой Отечественной войны И-16 и другой основной советский истребитель И-15 вновь вступили в схватку с фашистской авиационной армадой. С немецкими бомбардировщиками "юнкерсами" (Ju-87 и Ju-88) и "хейнкелями" (He-111) наши истребители по-прежнему справлялись без особых хлопот. А вот новейшей модификации "мессершмитта" (Me-109E) они уступали уже практически по всем тактико-техническим характеристикам. Лишь на глубоких виражах советским летчикам удавалось оторваться от преследования, чтобы выиграть 2-3 секунды, зайти "в хвост" противнику и поразить его.
Несмотря на "устарелость" И-16, нашим летчикам удавалось проводить на них успешные бои и одерживать победы. Так, в ночь на 7 августа 1941 г. Виктор Талалихин, защищая небо Москвы, таранным ударом сбил фашистский бомбардировщик "Хейнкель-111", обломки которого экспонируются в Центральном музее Вооруженных Сил.
Первые месяцы войны советские истребительные полки, оснащенные устаревшими самолетами, несли большие потери. По мере восстановления авиационной промышленности они стали пополняться истребителями новых конструкций - Як-1, ЛаГГ-3, МиГ-3, Ла-5, Як-9, которые ни в чем не уступали и даже превосходили немецкие. Однако на отдельных участках фронта И-16 продолжал принимать участие в боевых действиях вплоть до 1944 г.

Тактико-технические характеристики И-16:
Максимальная скорость - 462 км/ч
Взлетный вес - 1941 кг
Потолок - 9700 м
Дальность полета - 700 км
Вооружение - 2 пушки калибра 20 мм, 2 пулемета 7,62 мм
Бомбовая нагрузка - до 200 кг
Шесть реактивных снарядов РС-82

Всего выпущено 6555 истребителей И-16 разных модификаций.


 

Советские летчики, которым довелось летать на Ла-7, считали его лучшим истребителем. Скорость, маневренность, мощь пушечного огня, надежность и живучесть в бою позволяли чувствовать себя уверенно в схватке с любым немецким асом.
Ла-7 стал итогом развития целой серии самолетов, которая началась еще до войны с разработки ЛаГГ-1 (1939) и ЛаГГ-3 (1940) С. Лавочкиным, В. Горбуновым и М. Гудковым. ЛаГГ-3 имел очень высокую для начала сороковых годов скорость - 600 км/ч, что значительно превышало скорость немецких истребителей. Однако его конструктивные особенности привели к утяжелению машины. ЛаГГ-3 оказался на 600 кг тяжелее, чем появившийся в то же время Як-1, и почти на тонну - чем "Мессершмитт-109E". Это не могло не сказаться на его маневренности и скороподъемности.
Хотя лучшие советские пилоты добивались на "лаггах" отличных боевых результатов, им приходилось для этого идти на различные ухищрения. Например, К. Груздев уменьшал радиус виража машины, выпуская посадочные щитки. ЛаГГ-3 явно проигрывал в боях с "мессершмиттами". Его выпуск собирались прекратить.
Чтобы спасти модель, Лавочкин в 1942 г. установил на машину более легкий мотор воздушного охлаждения. Уже в конце года новый истребитель Ла-5 отлично проявил себя в боях под Сталинградом. Он превосходил "мессершмитт" по скорости и особенно в вооружении. Две 20-миллиметровые пушки оказались гораздо эффективнее одной пушки и двух пулеметов фашистского самолета. Под Сталинградом был сформирован авиаполк, полностью состоящий из летчиков-асов, которые сражались на Ла-5. Практически все летчики этого полка стали Героями Советского Союза.
Летом 1943 г. в боях на Курской дуге участвовал уже новый истребитель - Ла-5ФН. Лавочкин оснастил свой самолет форсированным двигателем, уменьшил его массу и облегчил управление. Теперь никакие немецкие истребители - ни модификации "Мессершмитта-109", ни новейший "Фокке-Вульф-190" - не могли с ним сравниться по скорости, маневренности и мощи огня.
Но на этом развитие "лавочкина" не прекратилось. В том же 1943 г. появился Ла-7. Сохранив неизменной массу машины, конструкторы поставили на нее третью пушку и, улучшив аэродинамику, довели скорость истребителя до 680 км/ч. До конца войны на этих самолетах сражались дважды Герои Советского Союза Н.М. Скоморохов, сбивший лично 46 и в группе еще 8 вражеских самолетов, К.А. Евстигнеев, на счету которого 53 самолета противника.
На Ла-7, представленном на фотографии, летал трижды Герой Советского Союза И.Н. Кожедуб. Он сбил на нем 17 вражеских самолетов и закончил войну под Берлином. Начинал же свой боевой путь Кожедуб на Ла-5ФН и все сбитые им 62 самолета он уничтожил на истребителях Лавочкина.

Тактико-технические характеристики Ла-7:
Максимальная скорость - 680 км/ч
Взлетный вес - 3265 кг
Потолок - 10 750 м
Дальность полета - 635 км
Вооружение - 3 пушки 20-миллиметровые, 2 бомбы по 100 кг

Всего было выпущено: 6528 истребителей ЛаГГ, 10 000 Ла-5 разных модификаций, 5753 Ла-7.


 

Самолет МиГ-3 конструкции А.И. Микояна и М.И. Гуревича появился в 1940 г. как развитие их предыдущей модели МиГ-1. Его появление стало событием в отечественном и мировом авиастроении. Это был великолепный высотный скоростной истребитель. Потолок его подъема доходил до 12 000 м. Двигатель "мига" развивал максимальную мощность на высоте 7000-10 000 м, где самолет разгонялся до 640 км/ч. По этому показателю он опережал большинство истребителей мира, включая все поршневые модели немецких истребителей.
Однако на средних высотах 3000-4000 м МиГ-3 терял все свои преимущества и уступал машинам других конструкций как в скорости, так и в маневренности. В 1940 г. это посчитали несущественным недостатком. В то время полагали, что воздушная война будет вестись на "потолке" боевых машин, где предстояло перехватывать армады бомбардировщиков.
Однако оказалось, что в районах непосредственного соприкосновения наземных войск воздушные бои, как правило, протекали на средних высотах. Там немецкие летчики на "мессершмиттах" старались завязать бой. И именно там "миги" сильно теряли в скорости и, как более тяжелые (3,3 т), проигрывали в маневре.
Тем не менее "миги" в начале войны сыграли важную роль в борьбе с превосходящими силами "Люфтваффе". Из этих самолетов был сформирован знаменитый 401-й истребительный авиаполк под командованием Героя Советского Союза, летчика-испытателя С.П. Сапруна. На МиГ-3 начинал войну А.И. Покрышкин, ставший трижды Героем Советского Союза. На "миге" летчик Николай Лисконоженко в одном бою дважды применил таран, а Иван Голубин дрался с тринадцатью "мессерами" и сумел двоих сбить.
Попытка советских конструкторов модернизировать МиГ-3, оснастить его другим двигателем оказалась запоздалой. К тому времени были готовы истребители новых конструкций, более легкие и маневренные, - Як-9 и Ла-5. Поэтому в 1942 г. машину, несколько опередившую свое время, сняли с производства. После Великой Отечественной войны наступила эпоха реактивной авиации, и опыт, накопленный при разработке МиГ-3, позволил превратить самолеты этой серии в основной истребитель советских Военно-Воздушных Сил.

Тактико-технические характеристики МиГ-3:
Высотный потолок - 12 000 м
Скорость - 640 км/ч (на высоте 7000 м)
Взлетный вес - 3350 кг
Дальность полета - 1250 км
Вооружение - 1 пулемет калибра 12,7 мм и 2 пулемета ШКАСС калибра 7,62 мм

Всего выпущено 100 МиГ-1 и 3322 МиГ-3.


 

"Рус фанер" - так сначала презрительно, а затем с суеверным ужасом называли фашисты этот легкий биплан. "Небесный тихоход" - любовно прозвали его советские солдаты.Самолет По-2 был разработан в 1927 г. коллективом под руководством прославленного советского авиаконструктора Н.Н. Поликарпова. До войны его использовали как учебный самолет.
Тысячи юношей и девушек получили на нем "путевку в небо". В начальный период войны в связи с большими потерями нашей авиации По-2 стали привлекать и к боевой работе. На них доставляли срочные приказы и донесения, фотографировали позиции противника, передвижение его войск и техники.

Но наибольшую известность и славу эти маленькие, фанерно-полотняные и, казалось, сугубо мирные машины заслужили как ближние ночные бомбардировщики. Поначалу у военных летчиков отношение к По-2 было более чем скептическим. Их называли"кукурузниками", "фанерными скорлупками". Однако неожиданно выяснилось, что этим тихоходным и практически безоружным самолетам оказались по силам задачи, с которыми не могли справиться скоростные и пикирующие бомбардировщики, - уничтожение малоразмерных целей. Практически каждую ночь,
загрузив по 150-200 кг бомб, они наносили "точечные удары" по переправам, штабам и узлам связи противника, громили живую силу и технику врага.
Командование "Люфтваффе" знало об особых "способностях" наших легких бомбардировщиков и ставило своим истребителям задачу по их уничтожению. За каждый сбитый По-2 немецким асам был обещан Железный крест. Так что фронтовик-работяга По-2 нередко оказывался "между Сциллой и Харибдой". Сверху на него коршунами кидались "мессершмитты", снизу - противник вел огонь из всех видов оружия. Наши летчики этохорошо понимали и часто использовали бреющий полет. Так удобнее было подкрадываться к вражеским позициям и уходить. Особенностью этих самолетов было то, что они с высоты 1500 м планировали свыключенным мотором, то есть к цели подходили практически беззвучно. На такой высоте попадание было практически стопроцентым . Но после нанесения удара малая скорость чаще всего оборачивалась против летчиков - По-2 горели как порох, наиболее частая причина смерти у летчиков была - "сгорел над целью". Чтобы взять в полет больший бомбовый запас, летчики брали минимальный запас горючего, а сами пилоты следили за своим весом.
Во время войны на основе По-2 было сформировано свыше 100 легкобомбардировочных полков, в том числеодин женский. 23 летчицам, воевавшим на этих самолетах, было присвоено звание Героя Советского Союза.Летчиц 46-го гвардейского легко-бомбардировочного полка фашисты называли "ночными ведьмами"

Тактико-технические характеристики По-2:
Скорость - 145 км/ч
Полетный вес - 1350 кг
Вооружение - 1 пулемет ШКАСС
Бомбовая нагрузка - 200 кг

Всего выпущено более 40 000 самолетов По-2.


 

Самолет СБ (АНТ-40) был создан в 1934 г. в конструкторском бюро А.Н. Туполева. Задумывали машину как скоростной фронтовой бомбардировщик, действующий совместно с сухопутными войсками и флотом. Поскольку такие бомбардировщики не всегда могут сопровождать истребители, они должны были иметь необходимое оборонительное вооружение и обладать высокой скоростью. Туполев поручил вести проект А.А. Архангельскому, который, используя некоторые новинки в авиастроении, смог довести скорость самолета до 420 км/ч вместо планировавшейся 325 км/ч.
СБ успешно воевал на фронтах в Испании, Китае, Монголии, Финляндии. В Испании он стал основным бомбардировщиком республиканских вооруженных сил. 23 февраля 1938 г. группа СБ совершила налет на японскую базу на о. Тайвань, преодолев почти 800 км. В обычной компоновке самолет мог нести до одной тонны бомбовой нагрузки.
Как оказалось, Архангельский разработал свой самолет с большим запасом прочности и долговечности. Даже в начале сороковых годов по скорости с ним не мог сравниться ни один немецкий бомбардировщик (разве что последние модификации Юнкерса-88). Он уступал им только по дальности полета и бомбовой нагрузке. СБ успешно отражал атаки немецких истребителей. Хотя порой ему не доставало скорости, для того чтобы уйти от преследования, сбить наш бомбардировщик было непросто. Четыре пулемета прикрывали его со всех сторон.
СБ никогда не рассматривался как основа советской бомбардировочной авиации. В Великой Отечественной войне он принимал участие лишь в начальный период, в частности в битве за Москву, и был окончательно вытеснен более современными и мощными бомбардировщиками Пе-8 и Ил-4. Возможно, одной из причин прекращения производства СБ стало также то, что самолет оказался очень похож по силуэту и гулу моторов на Юнкерс-88. Поэтому его часто путали с немецким бомбардировщиком и сбивали, несмотря на красные звезды, расположенные на крыльях и хвостовом оперении.

Тактико-технические характеристики СБ:
Двигатель 2хМ-100А (860 л.с.) или 2хМ-103 (960 л.с.)
Размах крыльев - 20,33 м
Площадь крыла - 52 кв.м.
Длина 12,72 м
Максимальная скорость - 424 км/ч (450 км/ч)
Взлетный вес - 5700 кг
Потолок - 9000 м
Дальность полета с полной нагрузкой - 1000 км
Вооружение - 2-4 пулемета
Бомбовая нагрузка - до 1000 кг

Всего было создано 6656 самолетов СБ.

Hosted by uCoz